Пётр Первый: русский царь или самозванец?
Была ли подмена?
Последний царь Руси и первый Российский император Пётр - фигура на русском престоле противоречивая. Его деяния повергали современников в трепет и часто даже ставили в тупик. В первую очередь, нас интересует период правления Петра после его возвращения из великого посольства (1697-1698 г.).
По возвращении с правителем произошли разительные перемены. До и во время поездки царь носил русскую одежду (на судоверфи в том числе), а после возвращения уже никогда её не надевал, как не надевал и царское одеяние. Есть два портрета, написанные во времена великого посольства, где царь одет в русский кафтан.
Метаморфозы коснулись и анатомии. Уезжал молодой человек 25 лет, а вернулся мужчина лет под 40, выше и намного худее. Различие обнаружилось и в размере одежды: вернувшийся носил совсем другой размер.
Среди приближенных распространился слух: «Наш государь пошел в Стекхолм (Стокгольм), а там его посадили в заточение, а этот, что ныне царствует, не наш государь, Петр Алексеевич, а иной — немчин». В народе же царя и вовсе прозвали Лютером (и на немца похож, и лютый!). Любопытно, что в сентябре 1698 г. в списках Бастилии появляется человек под именем Магсhiel (может быть, искажённое Михайлов? Под этим именем русский государь путешествовал за границей). Именно в это время был назначен новый комендант Бастилии Сен-Марс, отмечавший, что узник всегда держался с достоинством и носил бархатную маску. Обращались с ним хорошо. После его смерти в 1703 г. камеру тщательно обыскали и уничтожили следы пребывания узника.
Иностранец, современник Анны Иоанновны, писал, что хоть и возносили гвардейцы "пышные похвалы" Петру после его смерти, при более тесном знакомстве рассказывали о невиданных зверствах, жестокостях и распутстве русского правителя, также говорили, что он не был сыном царя Алексея. Cтранное подергивание шеи, появившееся у царя по возвращении, также рождало слухи о подмене.
Преобразования Петра вызвали культурный и социальный раскол в обществе. Ненависть ко всему русскому сквозила в каждом его указе, в каждом действии. Современники не могли не реагировать на подобные «новшества»:
- Иноземная музыка, фейерверки, публичное пьянство.
- Непосредственное участие в казнях (царь сам рубил головы во время стрелецкого розыска).
- Отношение к сыну. По некоторым данным, царь лично участвовал в пытках собственного сына, а на следующий день после его смерти весело праздновал годовщину Полтавской битвы.
- Непозволительные выходки (например, главу Преображенского приказа рядили в царские одеяния).
- Перенос столицы из Москвы - города, ставшего символом единения народа и царской власти, в Петербург - европейский город.
- Стрижка бород вельможам, запрет на ношение русской одежды. Придворный люд и духовенство царь называл «козлами». Вот точные слова, поясняющие царский указ: "Я желаю преобразить светских козлов - то есть граждан; духовенство - то есть монахов и попов".
Сравните:
1. Гравюра Уайта 1698 г.:
2. Портрет Петра, выполненый на основе гравюры Шенка конца 1690-х гг.:
Эти изображения царя отделены друг от друга двумя годами, не более, а выглядят они так, словно, перед нами разные люди!
Любопытно, что история Петра Первого не была записана ни при Екатерине, ни при её ближайших приемниках. А написана она была только в 1761 г. Вольтером (написание истории иностранцами - традиция Романовых). Что-то пытался писать Шафиров по поручению правительства, но если Вы почитаете вопросы, с которыми он обратился к правительству, сразу станет понятно, что это был человек недалёкий и ни черта не знавший Видимо, это поняли тогда и в самом правительстве, поэтому не удивительно, что у Шафирова ничего не вышло.