Page 11 - Древняя история славян Выуск 3
P. 11
ВВЕДЕШБ.ВВЕДЕШБ.ВВЕДЕШБ.ВВЕДЕШБ.
Мы ищемъ истппы п топчемъ ее ногами! — Эта мысль всдетъ
къ ñë?äóþùåìó заключепію: исторія дол)кпа быть зеркаломъ ми
пувшихъ ä?ÿï³é ÷åëîâ?÷åñêèõú; но это зеркало доізкно быть
плоскимъ и отшодь пе впуклымъ и не выпуклымъ, дабы оно не
могло ни умеиыпать, пи увсличивать отражающіеся въ псмъ пред
метьі, а передавало бы пхъ съ тою же отчегливостьго, съ какою
совпадали въ него лучи событій. — На осповапіи этого положе
пія исторія безъ критики есть сказка; но критика—этотъ стражъ
пашего мышленія — дрлжна èì?òü основаніемъ здравый смыслъ,
или логику, безъ которой она заслуживаетъ пазваніе пустосло
вія. —Упрямые мыслители, желающіе заставить говорить Факты
по своему ïðåäóá?æäåï³þ, употребляютъ или диктаторскій топъ,
провозглашая все то, что имъ ненравится, подложнымъ или
ошибочиымъ; или дилеммами стараются опутать истипу. Ио ди
лемма есть увертка соФиста, а софистъ есть Фокуснпкъ, отводя
щій глаза зрителей и показывающій чериое á?ëûìú, а бЬлое
чернымъ, а потому дилемма въ исторіи есть посягательство на
истипу!
Эта мысль руководила насъ ностоянно при собираніи и очи
щеніи матеріаловъ для äðåâí?éøåé славяиской исторіи. Матеріа
ловъ этихъ миого, ио чтобы собрать ихъ и употребить въ ä?ëî
пуженъ трудъ — этотъ трудъ состоитъ въ критичесісомъ îáçîð?
всей древней исторіи и âûä?ë? изъ нее закониой и пеотъемде
мой ïè÷?ìú части, выпадающсй па долю Славяпъ. Путь, избран
ный мною для этого многотрудиаго ä?ëà, я считаю обязапностію
изложить çä?ñü въ легкомъ î÷åðê?.
Славянское племя въ Åâðîï?, считая въ ÷èñë? его и чистыхъ
п îí?ìå÷åííûõú Славяпъ, заключаетъ въ ñåá? больше душъ, пе