Page 151 - Хозяева великой империи
P. 151
~ 130 ~
Пазырыкцы и юэджи...
В Алтайских горах в VI–III вв. до нашей эры (до н.э.!) существовала богатая и яркая скиф-
ская культура, которая официально обнаружена только в XX веке. В 1929-1947 годах, потом
в 50-е годы экспедиции С.И.Руденко и М.П.Грязнова вели раскопки пяти Пазырыкских кур-
ганов скифского времени и их "ледяных" гробниц на Улаганском нагорье. Курганы дали и
название археологической культуре - пазырыкская. Хотя Л.Н.Гумилев [55] , опираясь на тру-
ды историка I века до н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть "юэджи".
Второй этап раскопок - 90-е годы: поиски были начаты "с нуля" на высокогорном плоско-
горье Укок (юг Республики Алтай, 2.200-2.500 метров над уровнем моря). Могилы были
оставлены на всех пастбищных угодьях этой обширной местности. В "замерзших" могилах
кочевой знати сохранились вещи, никогда не попадавшие в руки археологов: ворсовые ков-
ры, красочные войлоки с аппликациями, деревянные резные украшения, седла, одежда, му-
мифицированные тела людей, трупы лошадей и многое другое. Все пазырыкцы (судя по ко-
стям и мумиям), были высокорослыми (от 160см и выше) и крепкими людьми, с мощными
шеями, крупными головами, светлые или рыжие волосы; неширокие, но очень высокие но-
сы. Принадлежали к европеоидной расе (а не к монголоидной!). Главный сюрприз - тела
умерших перед захоронением в колоде-саркофаге были мумифицированы (1:1 как в Египте!)
и прекрасно сохранились. Причем мумификации и художественной татуировке подверга-
лась не только знать, но и другие члены пазырыкского общества.
Мужчины носили шубы (или меховые куртки с войлочным покрытием), красные шарова-
ры, крытые мехом сапоги. Традиционный для пазырыкцев головной убор - войлочный кол-
пак в виде шлема (очень похож на "буденовку" 1й Конной), расшитый поразительными по
изяществу фигурками лошадей или деревянными фигурками зверей, покрытых золотой
фольгой. Шеи пазырыкцев украшала гривна, на поясе - пряжки с фигурками хищников, в
одном ухе – серьга. Мужчины были вооружены: колчан со стрелами, чекан, железный кин-
жал в ножнах. Под шубой носили бронзовое зеркало в войлочном мешочке и гребешок из ро-
га. Конская упряжь украшена фигурками грифона - излюбленного образа алтайских скифов
(см. главу "Грифон Тартарии" части I). На правой части груди мумий, плече, руках - круп-
ные татуировки, изображающие классические изображения скифо-сибирского искусства
(оленя, лося и т.п.).
Население Пазырыкской культуры Алтая в VI–III вв. до н.э. было европеоидным, очень
близким по языку и физическому типу к древнеиранским племенам саков степной Азии;
предки же современных алтайцев - чистые монголоиды, говорившие на разных диалектах
тюркского языка, и пришли они в этот горный край не ранее середины I тыс. н.э.! Т.е. со-
временные алтайцы "потомками мумий" быть не могут - они пришли почти тысячу лет
спустя после исчезновения пазырыкцев с арены истории!
По полноте информации алтайские "ледяные" гробницы I тыс. до н.э., эти т.н. "скифские
Помпеи"- не имеют себе равных в мире. Но многие никогда даже не слышали о пазырыкцах!
Феномен Пазырыкской культуры дает возможность воссоздать достоверные картины жизни
наших предков, живших более 25 веков назад.
Интересный факт... В местах к северу от Каспия и Арала в последние века перед Рожде-
ством Христовым обитали саки-парны. Вождѐм парнов (т.е. одного из скифских племѐн),
был Аршак. Именно Аршак создал Парфянское царство на территории Гиркании и дал
начало династии Аршакидов, правившей Парфянским царством с 250г. до н.э до 224г. н.э.
По сути Аршак - русский выходец из Арсы [29] .
29 Арса – столица восточной Руси в верховьях р.Обь, см. главу "Город Артакоана-Арта-Арата"