Page 186 - Сущность и Разум, Том 1
P. 186
Николай Левашов «Сущность и Разум». Том 1
структурах мозга практически навсегда (долговременная память). Именно механизмы
формирования долговременной памяти являются волшебным ключиком, позволяющим
открыть «дверь» таинственного, казалось бы, неуловимого и исчезающего, как мираж,
«замка» природы сознания. «Летучий голландец» природы сознания, при всей своей оче-
видности, оставался тайной за семью печатями в течение уже нескольких тысячелетий.
Философы и учёные в бесконечных спорах о первичности сознания или материи забы-
вали о том, что понятие сознания использовалось без какого-либо объяснения. И если,
например, диалектический материализм давал более-менее приемлемое объяснение ма-
терии, как «объективной реальности, данной нам в ощущениях», то в отношении со-
знания ничего лучшего не могли придумать, кроме как «объяснить» его высшим каче-
ственным состоянием той самой «объективной реальности», которая «нам дана в ощу-
щениях». Не правда ли, потрясающая логика? Идеалисты, в свою очередь, не столь да-
леко ушли от подобной логики, проповедуя первичность сознания, абсолютной идеи, аб-
солюта, логоса, в конечном итоге, Господа Бога, которые (ый) и создали (л) окружающую
нас «объективную реальность». Вообще, хотелось бы обратить внимание на то, что сам
вопрос: «что первично — материя или сознание?», является абсурдным сам по себе. Так
же, как и абсурден вопрос о первичности яйца или курицы. Так же, как не бывает курицы
без яйца, так и не бывает яйца без курицы, так и не бывает сознания без материи и мате-
рии без сознания. Оба эти понятия — просто неразделимы и не существуют друг без
друга. Просто понятие материи — гораздо шире, чем себе представляет современная
наука, и сознание имеет множество состояний, качественно различающихся друг от
друга.
Прежде всего, давайте выделим основные критерии сознания:
1. Осознание, выделение себя носителем сознания из окружающей среды.
2. Гармоничное взаимодействие носителя сознания с окружающей средой.
И если рассмотреть человека через призму этих критериев, можно определить сте-
пень его разумности, как носителя сознания. И если с обособлением себя из всей окру-
жающей природы у Homo Sapiens всё обстоит в полном порядке, к сожалению, с гармо-
ничным взаимодействием с окружающей средой дела обстоят весьма плачевно. Человек
объявил настоящую войну природе, вместо того, чтобы жить с ней в симбиозе. И для
этого совершенно не нужно возвращаться в дикое состояние и ожидать от природы, что
она «захочет» дать человеку. Необходимо знать законы природы и пользуясь этим зна-
нием, качественно изменять её так, чтобы не нарушать гармонию экологической си-
стемы. И тогда станет возможным и управление климатом планеты, и контроль над её
стихиями, и гармония со всеми остальными существами, которые имеют не меньше, а
может быть и больше прав дышать чистым воздухом, пить чистую воду и передавать
эстафету жизни своим потомкам. Поразительно, что человек смотрит на природу, как за-
воеватель, а не как дитя, вскормленное её грудью. И до тех пор, пока такое положение
вещей будет сохраняться, человечество приходится считать потенциально разумной ра-
сой, как только что родившегося ребёнка, у которого всё впереди. Хотелось бы пожелать,
чтобы «младенческая фаза» не затянулась так надолго, что станет некому и негде посе-
щать «детский сад» природы...
А пока этого не произошло, давайте попытаемся проникнуть в тайны природы и вер-
нёмся к разгадке тайны сознания. Материя и сознание, сознание и материя. В этих двух
понятиях заложено единство и противоположность. Сознание подразумевает разумность
К оглавлению 186