Page 169 - UM
P. 169
С т р а н и ц а | 168
цивилизацию, в которой Гербигер и его английский последователь Беллами видят
цивилизацию Атлантиды.
Беллами обнаружил в Андах, на высоте 4000 м, следы морских отложений, которые
тянутся на 700 км. Воды конца третичной эпохи поднимались до этого уровня, и одним
из центров цивилизации этого периода был Тиауанако возле озера Титикака.
Развалины Тиауанако свидетельствуют о существовании цивилизации, ни в чем не
походившей на последующие и удаленной от нашего времени на сотни тысяч лет
(немецкий археолог Гаген, автор опубликованной на французском языке работы «В
царстве икон» /изд-во Плон, 1950/, записал близ оз. Титикака устное предание
местных индейцев, согласно которому «Тиауанако был построен прежде, чем звезды
появились на небе»). Гербигерианцы находят там видимые следы великанов и их
необъяснимые монументы. Находят, например, девятитонный камень, в котором с
шести сторон сделаны трехметровые желобы, совершенно непонятные архитекторам,
как если бы их роль была с тех пор забыта всеми строителями в истории. Портики
имеют 3 м высоты и 4 м ширины, и они как будто вырезаны ножницами. Среди
сказочных развалин поднимаются гигантские статуи, из которых только одна была
спущена вниз и установлена в саду музея в Ла-Пасе. Она восьмиметровой высоты и
весит 20 тонн. Все заставляет гербигерианцев видеть в этих статуях автопортреты
великанов.
"Линии лица являют в наших глазах выражение высшей добродетели и высшей
мудрости, трогая наше сердце. Гармония фигуры вытекает из совокупности всех
деталей колосса, чьи руки и туловище, очень стилизованные, находятся в равновесии и
производят глубокое впечатление. Мир и спокойствие излучает этот чудесный
монолит. Если это портрет одного из владык, управлявших этим народом, то нельзя не
вспомнить начало фразы Паскаля: «Если бы Бог давал нам учителей мановением
руки…» Если эти монолиты действительно были высечены и установлены великанами
для их учеников-людей, если скульптуры крайней обобщенности, столь высокого
стиля, что они поражают даже нас, были исполнены этими Высшими, – мы находим
здесь происхождение мифов о том, что искусства были даны людям богами, и здесь
лежит ключ к различным мистическим объяснениям художественного вдохновения.
Среди этих скульптур фигурируют стилизованные изображения токсодона –
животного третичной эпохи, кости которого были обнаружены в руинах Тиауанако.
Однако известно, что токсодоны могли жить только в Третичную эпоху, что бесспорно
датирует Тиауанако даже для слепых. Наконец, в этих развалинах, существовавших за
сто тысяч лет до конца третичной эпохи, в засохшем иле найден десятитонный портик,
украшения которого были изучены немецким археологом Киссом, последователем
Гербигера, между 1928 и 1937 годами. Речь идет о календаре, созданном в
соответствии с наблюдениями астрономов третичной эпохи. Этот календарь содержит
неоспоримые научные данные. Он разделен на четыре части солнцестояниями и
равноденствиями, отмечающими астрономические времена года. Каждое из этих
времен года делится на три части, и в этих двенадцати подразделениях указано
положение Луны на каждый час суток. Кроме того, два вида движения спутника –