Page 177 - UM
P. 177
С т р а н и ц а | 176
***
Крупнейший австрийский романист Роберт Музиль, чьи произведения можно сравнить
с книгами Пруста и Джойса (имеется в виду его роман «Человек без качеств»)
великолепно показал состояние умов в Германии в тот момент, когда на Гербигера
«снизошло» озарение, и ефрейтор Гитлер взлелеял мечту об «искуплении» для своего
народа.
"Представители духовной жизни в Германии, – писал Музиль, – томились
неудовлетворенностью… Их мысль не находила покоя, потому что стремилась
проникнуть в ту неустранимую сторону вещей, которая вечно блуждает, никогда не
имея возможности вернуться к порядку. Таким образом, они в конце концов убедились,
что эпоха, в которую они жили, обречена на интеллектуальное бесплодие и не может
быть спасена ничем: ни совершенно исключительным событием, ни человеком.
Тогда-то и родился среди тех, кого называют интеллектуалами, вкус к слову
«искупление». Они решили, что жизнь остановится, если вскоре не придет мессия. В
данном случае это был мессия в медицине, который должен был спасти искусство
эскулапов от лабораторных исследований, от которых люди страдают и умирают, не
получая лечения; или мессия в поэзии, способный написать драму, которая привлекла
бы в театры миллионы людей, и при этом совершенно оригинальную в своем духовном
благородстве. Кроме убеждения в том, что нет такого вида человеческой деятельности,
который мог бы быть «спасен» без вмешательства особого мессии, существовала еще,
конечно, банальная мечта о мессии, обладающем огромной силой, чтобы «искупить
все».
Должен был появиться не один мессия, но, если можно так выразиться, целое
«общество мессий» с Гитлером во главе. Гербигер – один из этих мессий, и его
паранаучная концепция законов Космоса и эпической истории человечества сыграет
определенную роль в Германии «искупителей». Человечество происходит из более
отдаленных времен и более высоких сфер, чем принято думать, и ему уготовлена
чудесная судьба. В своем неизменном состоянии «мистического озарения» Гитлер был
убежден, что он явился в этот мир, чтобы осуществить предначертания этой чудесной
судьбы. Его честолюбие и миссия, которая, как он был убежден, вверена ему свыше,
превосходили пределы политики и патриотизма. «Идеей нации, – говорил он, – я
вынужден был пользоваться из соображений удобства для данного момента, но я уже
знал, что она имеет лишь временную ценность… Придет день, когда от того, что
называют национализмом, останется немногое даже у нас в Германии. На Земле
возникнет всемирное содружество учителей и господ». Политика – только внешнее
проявление, кратковременное практическое приложение религиозного видения
законов жизни на Земле и в Космосе. Судьба человечества непостижима для обычных
людей, они не смогли бы вынести даже мысленного ее представления. Это доступно
только немногим посвященным. «Политика, – сказал Гитлер, – только практическая и
фрагментарная форма этой судьбы». Это – экзотеризм доктрины с его лозунгами,
социальными фактами, войнами. Но есть и эзотеризм.