Page 355 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 355

ВЕДИЧЕСКИЕ   МИФЫ  ОБ  УТРЕННИХ  БОЖЕСТВАХ            355

        жием   с  острым   железным    наконечником.     Но  на-
        иболее   важным     служит   упоминание     о  Трите   в
        гимне   (I,  105),  где  описывается,  как   он  упал  в
        колодец    («купа»),   который     в  других    строфах
        (X,  8,  7)  называется  ямой  («вавра»).  Трита  воззвал
        к  богам   о  помощи,    и  тогда  Брихаспати,     услы-
        шавший     его  мольбы,   извлек   его  из  такой   беды
        (I,  105,  17).  Некоторые  строфы  этого  гимна   очень
        информативны.     Например,    в  строфе  9  Трита  ука-
        зывает   на  «свое  родство   с  семью  лучами    неба»,
        о  чем   он  знает.   Красный    Врика,   волк   мрака,
        описывается    как   преследующий      Триту,   идущего
        своим   путем.   Это  все  говорит  о  том,  что  Трита
        был   родствен  силам   света,  но  попал   в  беду,  бу-
        дучи  сброшен    во  мрак.  В  гимне  (IX,  102,  2)  про
        убежище    Триты   говорится,   что  оно  тайное,  скры-
        тое,  а  это  подобно  третьему   шагу   Вишну.
           Такой   же  рассказ   обнаруживается    и  в  Авесте.
        Там   Тхраэтаона,   носивший     родовое   имя   Атхвья
        (санскритское   Аптья),  описывается   как  убийца  вра-
        га  —  змея  Ази  Дахаку,   у  которого   три   пасти  и
        шесть   глаз  (Яшт,   XIX,   36-37;   V,  33-34).  При-
        мечательно,   что  в  легенде  Авесты  Тхраэтаона   идет
        на  борьбу   с  демонами     в  сопровождении      своих
        двух   братьев,  задумавших     убить   его  по  дороге.
        Такая  легенда   полностью   поддерживается    процити-
        рованным    Саяной  отрывком    из  «Тайттирийя    Брах-
        маны»   и  историей  о  Шатья-янинах,    а  когда  выяв-
        ляется   такое  сближение     двух  рассказов,   мы   не
        можем   легко  отбросить   в  сторону  сюжет  из  «Тайт-
        тирийя  ^Брахманы»     или  полагать,  что  он  был  це-
        ликом   соткан   из  неправильно    понятых    упомина-
        ний   в  Ригведе.
           Но  без  учета  сути   арктической    теории  о  дол-
        гом  мраке,  длившемся     почти  четыре   месяца,  или
        около   одной   трети  года,  европейские    ученые   не
        смогли  понять,  почему   божество   именуется   «треть-
        им»,  а  вследствие   непонимания    возникли    многие

        12*
   350   351   352   353   354   355   356   357   358   359   360