Page 356 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 356
356 ГЛАВА X
предположения по поводу того, как это Трита, то
есть «третий» в буквальном переводе, мог обоз-
начать божество, брошенное в яму или колодец в
далекой области. Так, Макс Мюллер произвел
это имя от корня «трь» — «пересекать» и решил,
что оно должно иметь форму «Трьта» и, соот-
ветственно, обозначать «солнце, пересекающее
океан», а поэтому в своей измененной форме
«Трита» оно связано с ежедневной борьбой света
и мрака. <...>
Такой опыт показывает, как истинные ученые
иногда бывают не в состоянии объяснить ряд ми-
фов, не располагая правильным ключом к пони-
манию их содержания, их смысла. Но теперь вся
легенда может быть понята при обращении к ар-
ктической теории. Персонифицированная треть го-
да, названная именем Трита — «третий», описыва-
ется как скрывавшаяся в темноте, или в колод-
це, или в яме, или в водах нижнего мира, ибо
солнце именно на этот период уходило за гори-
зонт на родине древних предков арьев. И такие
сюжетные моменты, как связь Триты с мраком
и водами, или его участие в борьбе с Вритрой,
или даже то, что на староирландском языке море
обозначалось словом «триатх»,— все это теперь ста-
новится понятным и объяснимым. Нижний мир —
это место пребывания воздушных вод, а поэтому
рассказ о Брихаспати, который освободил коров,
запертых в пещере нижнего мира, легко пони-
мается как рассказ об освобождении им Триты,
попавшего в колодец.
Когда профессор М. Мюллер говорит, что мес-
то укрытия Триты «вавра» — это и есть вечный
мрак, не имеющий пределов, из которого свет,
упоминаемый под именами Атри, Ванданы и
другими, освобождается ежедневно, я готов подпи-
саться под каждым его словом, кроме последнего
«ежедневно». Ведь Макс Мюллер, уточнив, что