Page 456 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 456
456 ГЛАВА XIII
ренних и вечерних сумерек занимает три из
тридцати частей («гхатис»), на которые делится
день. Таким образом, одна десятая часть каждой
юги входит в ее «Сандхью», то есть промежуток
между югами. Эти дополнительные периоды вно-
сились как соответственные поправки, и дли-
тельность для всех четырех юг в 10 000 лет
превращается в 12 000. Вычисление времени каж-
дой юги соответственно меняется, приводя к тому,
что Крита длится 4800 лет, Трета — 3600, Двапа-
ра — 2400 и Кали — 1200. Судя по «Махабхара-
те» или «Законам Ману», Калиюга уже нача-
лась в их века. Если юга содержит не более
1000 — или же, включая Сандхьи, 1200 обычных
лет,— она должна была бы уже кончиться к на-
чалу христианской эры*.
Авторы текстов Пуран, многие из которых,
как представляется, жили' и писали в первые ве-
ка нашей эры, не хотели верить, что Калию-
га уже прошла и что они живут во времена
Критаюги, открывающей новую Махаюгу: ведь
она, по их .убеждениям, была золотым веком,
тогда как в годы их жизни повсеместно прояв-
лялись знаки вымирания и распада. Поэтому бы-
ла сделана попытка продлить время Калиюги за
счет превращения 1000 (или 1200) обычных че-
ловеческих лет в то же самое количество лет
богов, а один год богов равен 360 человеческих
лет. Ведические подтверждения этой интерпрета-
ции мы видим в «Тайттирийя Брахмане», в сло-
вах, которые мы уже выше цитировали: «То,
что есть год, является одним днем богов». Ману и
Вьяса просто назначили для Калиюги 1000 лет.
Но поскольку Ману сразу после подсчета дли-
.
* Уточнение подсчетов см.: «Законы Ману», 1, 69-71;
«Махабхарата», книги «Шанти-парван» и «Вана-парван»,
причем в последней есть строки, четко указывающие на то,
что Критаюга началась после потопа.