Page 58 - Древняя история славян Выуск 1
P. 58
46464646
âñ? первыя горныя разработки. Даже техническія гориыя названія
сохранились тамъ по сіе время веидо—славяискія. На прим, Biihae
отъ бпнучь (возвысить) , Drum—отъ дречь (драть) , Flolz—отъ пло
жичь (класть), Gopel—отъ гибачь (двигагь), Hunt—отъ гонъ (гонтъ),
Êà³êîë?—отъ калковъ (кровъ, т. е. маленькая надстройка надъ шах
тою), Sate—отъ десячь (десять—означающес плетеную корзину, âì?-
щагощуто въ ñåá? 10 ì?ðú уголья), Kutten—отъ кутло (кутень, т. е.
ì?ñòî , ãä? не видно жилъ руды), Kuks — отъ кускъ (кусокъ),
Mark—отъ ì?ðêà (ì?ðà), Mulde—отъ мулда (горное KopbiTo),Plautsch—
отъ плавичь (илавить) , Rabisch—отъ рубачь (зарубать ì?òêè), Schacht—
отъ сходъ , Schurl — отъ жорло (роднпкъ) , Schwaden — отъ швадъ
(чадъ), Soole—отъ соль, Stufe—отъ ступье (ступень). Что это про
изводство â?ðíî , то подтвер.кдаетъ не только íûí? суіцествугощш
живой языкъ Вендовъ , обитагощихъ въ горахъ саксонскихъ , но и
сами Саксонцы признаготъ это (Pfarrer Streiter).
Ñë?äîâàòåëüíî Венды занимались прежде Герыанцевъ горного
разработкою.
Въ Ìåêëåíáóðã? (древнемъ Ìïêèëèí?), на гожной ñòîðîí? Тол
ленскаго озера , въ Ïðèëèâö? (íûí? Прильвицъ) нандены ì?äíûå
исгуканы идоловъ славянскихъ; ñë?äîâàòåëüíî Славяне занимались
не одними горными работами , но и плавильнымъ и литеипымъ ис
кусствами.
Сочинитель жизнеописанія св. Оттона говоритъ о славянскихъ
храмахъ въ ²Ïòåòòèè? ñë?äóþ³öåå: тамъ быіи четыре храма; глав
ныіі изъ нихъ отличался своимъ художествомъ, украшенный впутри
и снаружи вьшуклыми изобраікеніями людей, нтицъ, çâ?ðåé , столь
сходныхъ съ природою , что они казались живыми ; краски лсе на
âí?ø³þñòè храма не смывались долсдемт>, не á³?äí?ëè и не òóñêí?ëè.
Спрашиваемъ : существуеіті ли это искусство сохранять колоритъ на
наружныхъ ñò?íàõú, ãä? либо въ Åâðîí?—у народовъ, почитагощихъ
себя на çåíèò? ïðîñâ?ùåí³ÿ?
Пе стыдно ли же говорить, что Славяне были номады, íåâ?æäû,
на которыхъ будто до пришествія мнимыхъ Скандинавовъ не пало
ни одного луча ïðîñâ?ùåí³ÿ. Ë?òîïèñü Пестора потому уже заслу
?êíâàåòú â?ðîÿò³ÿ, что опъ начинаетъ ее не сказкою, какъ ïðîñâ?-
щснные Греки и Римляне, а прямо съ событій, ие за долго до него
случившихся и â?ðíî сохранившихся въ памяти народа; по этому
онъ между общимъ введеніемъ и ä?éñòâèòåëüíîþ ë?òîïèñüãî , какъ