Page 235 - Неизвестная история человечества
P. 235
что с наукой стали связывать главные надежды на прогресс человечества. И
понимание этого все глубже укоренялось в общественном сознании, особенно
в умах наиболее состоятельных и влиятельных людей.
Президент Фонда Карнеги Джон Мерриам полагал, что наука «внесла
огромный вклад в создание основных философий и верований». Именно в этом
контексте следует рассматривать его поддержку палеонтологических
экспедиций фон Кенигсвальда на Яву. Организации, подобные Фонду
Карнеги, имеют возможность влиять на философию и религию путем
выборочного финансирования отдельных научных исследований и
пропаганды их результатов. «Число неизученных научных проблем
бесконечно велико, – писал Мерриам. – Но всегда важно выбирать те вопросы,
решение которых может принести науке и всему человечеству наибольшую
пользу в данный отрезок времени».
Вопрос эволюции человека соответствовал этому требованию.
«Посвятив значительную часть моей жизни продвижению исследований по
истории жизни, – сказал Мерриам, – я проникся мыслью, что эволюция,
или принцип поступательного развития и роста, представляет собой одну из
важнейших научных истин».
Палеонтолог по профессии, Мерриам в то же время был христианином.
Но вера всегда опиралась на науку. «Впервые я встретился с наукой, –
вспоминал Мерриам в 1931 году, – когда, придя из школы, передал своей
матери, как учитель в течение пятнадцати минут рассказывал нам, что
описываемые в Книге Бытия дни творения – не обычные, состоящие из
двадцати четырех часов, дни, а более длинные отрезки времени. Мы с мамой
посоветовались – а она была шотландской пресвитерианкой – и решили, что
это явная ересь. Но зерно уже было брошено. И я возвращался к этому все
последующие десятилетия. Теперь я понимаю, что научное знание
применительно к сотворению мира представляет собой первозданную и
неизменную запись деяний Создателя».
Разделавшись таким образом с духовными аспектами творения, Мерриам
превратил эволюционную теорию Дарвина в своего рода религию. Выступая
в Университете имени Джорджа Вашингтона в 1924 году, он сказал об
эволюции следующее: «В духовном смысле для нашей жизни нет ничего
важнее возможности предвидеть результаты развития или
совершенствования».
Мерриам утверждал, что наука даст человеку возможность принять на
себя присущую Всевышнему роль и направлять эволюцию. «Научные
исследования – это средство, при помощи которого человек сможет
участвовать в своем собственном будущем, – заявил Мерриам в 1925 году в
К оглавлению 235