Page 48 - Неизвестная история человечества
P. 48
останки животных, типичных для эпохи среднего миоцена. Были
предположения, что борозды на кости оставлены зубами хищных
животных. Но Габриэль де Мортийе с этим не согласился, выдвинув свое
обычное объяснение: отметины на кости – это результат смещения и давления
геологических пород.
Но описание отметин на кости, которое дал сам Габриэль де Мортийе,
оставляет это толкование открытым для обсуждения. Дело в том, что они были
нанесены на одном из концов бедренной кости – возле места сочленения.
Современный специалист по надрезанным костям Льюис Бинфорд
утверждает, что это как раз то место, где обычно остаются следы от разделки
туши. Габриэль де Мортийе также отметил, что следы представляют собой
«параллельные, иногда неправильные борозды, расположенные поперек оси
кости». Из работ Бинфорда следует: «Пилящее движение было обычным при
использовании инструментов из камня. Поэтому оставляемые такими
орудиями следы обычно имеют форму коротких и грубых параллельных
отметин, которые зачастую близко распо- ложены друг от друга».
Раковина с резьбой из Красной скалы, Англия
В докладе, представленном в Британскую ассоциацию содействия
развитию науки (British Association for the Advancement of Science), член
Геологического общества X. Стоупс (Н. Stopes) описал раковину, на
поверхности которой просматривалось, хотя и с трудом, человеческое лицо.
Эта раковина была найдена в геологических отложениях Красной скалы
(Red Crag), возраст которых находится в пределах 2, 0 – 2, 5 миллиона лет.
В 1912 году дочь автора открытия Мэри Стоупс (Marie С. Stopes)
выступила в журнале The Geological Magazine со статьей, аргументирующей,
почему раковина с резьбой не могла быть подделкой:
«Следует заметить, что линии, составляющие изображение, были так же
глубоко окрашены в красно‑коричневый цвет, как и остальная поверхность
раковины. И это очень важный момент, потому что если раковины Красной
скалы хорошо поскрести и снять с них верхний слой, то внизу они белые.
Нужно также отметить, что сама раковина является настолько хрупкой, что
любая попытка что‑нибудь вырезать на ней привела бы к ее разрушению». При
этом нужно учитывать принятое в палеоантропологии мнение, что подобные
произведения искусства могли появиться только во времена полностью
сформировавшегося современного (кроманьонского) человека, то есть в
эпоху позднего плейстоцена, или около тридцати тысяч лет назад.
К оглавлению 48