Page 131 - Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее
P. 131

Николай Левашов «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее»

            железных  изломала,  трое  колпаков  железных  поистрепала  и  меня  нашла?
            Поедем же теперь на родину.
                  Стали  они  домой  собираться,  а  царица  увидела  и  приказала  в  трубы
            трубить, об измене своего мужа оповестить.
                  Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна
            сокола наказать.
                  Тогда Финист — ясный сокол говорит:
                  — Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или
            та, что продаёт да обманывает?
                  Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.
                  И  стали  они  жить-поживать  да  добра  наживать.  Поехали  в  своё
            государство,  пир  собрали,  в  трубы  затрубили,  в  пушки  запалили,  и  был  пир
            такой, что и теперь помнят…»
                  В  сказке,  так  же,  как  и  в  Сказе,  Марьюшка  пытается  три  ночи  подряд
            разбудить Финиста — ясного сокола. И только на рассвете последней, третьей
            ночи ей удаётся разбудить его, после того, как её слеза  упала на обнажённое
            плечо  Финиста  —  ясного  сокола.  И  вновь,  при  общей  похожести  сюжета,
            наблюдается  применение  «эффекта  кукушки»!  В  Сказе  о  Ясном  Соколе  одна
            слеза Настеньки падает на его сердце и обжигает его, а другая — на глаза. Вроде
            бы, и там, и тут горячие слёзы пробуждают спящего, но… в Сказе горячие слёзы
            Настеньки  освобождают  его  от  дурмана  Тёмных  Сил,  когда  горячая  слеза
            Настеньки падает ему на сердце.
                  Напомню, что образ горячих слёз, падающих на сердце, в целом ряде сказок
            используется,  как  символ  освобождения  человека  от  власти  Тёмных  Сил.  В
            сказках  «Каменное  сердце»,  «Снежная  королева»  и  в  ряде  других,  именно
            горячие слёзы освобождают человека от власти Тёмных. В знаменитой сказке
            Г.Х. Андерсона «Снежная королева» главные герои Кай и Герда оказываются в
            похожей  ситуации,  когда  Герда  отправляется  в  далёкие  края  спасать  Кая,
            которого похитила Снежная королева. Льдинка Снежной королевы превратила
            Кая в бездушного, безразличного ко всему человека и… только горячая слеза
            Герды растопила льдинку в его сердце, и он вновь стал самим собой!
                  Как  видно,  образ  горячей  слезы,  обжигающей  сердце  —  весьма  широко
            распространён в сказках. Этот образ перекочевал в сказки из Сказов и всегда был
            связан с освобождением человека от влияния и власти Тёмных Сил. Конечно, это
            только  образ,  так  как  сердце  всегда  символизировало  собой  наличие  или
            отсутствие  духовности.  А  горячая  слеза  всегда  была  символом  страданий  и
            мучений  народных,  КРИТИЧЕСКОГО  ВРЕМЕНИ  ДЛЯ  БУДУЩЕГО
            НАРОДА! Ибо в критическое время народ всегда просыпался и брал в свои руки
            оружие ради спасения своей Родины. В Сказе о Ясном Соколе этот образ раскрыт
            полностью,  особенно,  если  обратить  внимание  на  то,  что  ВТОРАЯ  СЛЕЗА
            Настеньки  упала  Ясному  Соколу  на  ГЛАЗА!  Что,  в  свою  очередь,  было
            символом пробуждения и прозрения ИСТИНЫ!
                  В сказке же слеза Марьюшки падает на плечо Финиста — ясного сокола!
            Вроде бы и слеза обжигающая падает, и падает она на Финиста — ясного сокола,

                  К оглавлению                             131
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136