Page 184 - UM
P. 184

С т р а н и ц а | 183

в остальном были нам так же чужды, как аборигены' Австралии (в действительности
те гораздо ближе). Нюрнбергские судьи старались не замечать, что они столкнулись с
этой реальностью. В известной мере речь и в самом деле шла о том, чтобы набросить
покрывало на эту реальность, чтобы она исчезла под ним, как при фокусе
иллюзиониста. Речь шла о поддержании постоянства и универсальности
гуманистической картезианской цивилизации, и требовалось лишь, чтобы обвиняемые
добровольно или силой были включены в эту систему. Это было необходимо. Речь шла
о поддержании в равновесии западного сознания. Понятно, что мы и не думаем
отрицать благодетельность Нюрнбергского трибунала. Мы лишь делаем раскопки для
нескольких любителей, умудренных опытом и снабженных масками.

Наш ум отказывается допустить, что нацистская Германия воплотила цивилизацию, не
имеющую ничего общего с нашей. Именно это, и ничто иное, оправдывает последнюю
войну, одну из немногих, известных нам в истории, где ставка действительно была
крайне существенной. Должно было восторжествовать одно из двух пониманий
человека, Неба и Земли – гуманистическое или магическое. Сосуществование было
невозможным, в то время как легко себе представить сосуществующими марксизм и
либерализм: они покоятся на одном и том же основании, они принадлежат к одному и
тому же миру. Но мир Коперника – это не мир Плотина; они противостоят друг другу в
самой своей основе, и это верно не только в плане теоретическом, но и в плане
социальной, духовной, интеллектуальной, эмоциональной жизни.

Сохранившееся у нас детское воспоминание о различии между «цивилизованным
человеком» и тем, кто им не является, мешает нам сделать страшное допущение, что за
Рейном в кратчайший срок могла возникнуть иная цивилизация. Чтобы почувствовать
это, нам нужны головные уборы из перьев, тамтамы, хижины. Но гораздо легче было
бы сделать «цивилизованным» колдуна племени банту, чем связать с нашим
гуманизмом Гитлера, Гаусхофера или Гербигера. Однако германская техника,
германская наука, германская организация, сравнимые с нашими, скрывали от нас эту
точку зрения. Потрясающая новизна нацистской Германии в том, что магическая
мысль впервые взяла себе в помощники науку и технику.

Интеллигенты, поносящие нашу цивилизацию и обращающиеся к духу древних лет,
всегда были врагами технического прогресса – например, Рене Генон, Гурджиев или
бесчисленные индусы. Но нацизм был средой, где магический дух захватил очаги
технического прогресса. Ленин говорил, что «социализм – это советская власть плюс
электрификация всей страны». Гитлеризм – это, в известном смысле, магия плюс
бронированные дивизии.

Одно из самых прекрасных произведений нашей эпохи называется «Марсианские
хроники» Рэя Брэдбери. Этот человек, страшившийся цивилизации роботов, полный
гнева и милосердия, – не автор научной фантастики, как считают во Франции, а
религиозный художник. Он выбирает темы, пользуясь самыми современными
соображениями, но если он предлагает читателю путешествия в будущее и в Космос, то
лишь затем, чтобы раскрыть внутреннюю сущность человека и свое нарастающее
беспокойство.
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189