Page 269 - UM
P. 269
С т р а н и ц а | 268
Но если это состояние пробужденности возможно, и если оно – не дар, ниспосланный с
небес, милость какого-нибудь бога, а содержится в устройстве мозга и тела, то разве
это устройство, будучи пущено в ход, не может изменить в нас не только разум, но и все
остальное? Если состояние пробужденности – это свойство некоей высшей нервной
системы, то его действие должно оказывать влияние на все тело, наделяя его
неожиданными возможностями. Все предания связывают с этим состоянием
пробужденности такие возможности как бессмертие, левитация, телекинез и т. п. Но
разве эти возможности не являются только образами, выражающими мощь ума,
изменившего свое состояние, приобретшего другое качество сознания? Да и
реальности ли это? Могло быть несколько вероятных случаев левитации. В том, что
касается бессмертия, нам не удалось осветить случай Фулканелли. Больше ничего
серьезного мы на этот счет сказать не можем. В нашем распоряжении нет никакого
экспериментального доказательства. И мы должны признаться, что это менее всего
интересует нас.
Нас привлекает не причудливое, а фантастическое. Этот вопрос о паранормальных
возможностях заслуживает, чтобы к нему подошли совсем с другой стороны. Не с точки
зрения картезианской логики (от которой сам Декарт, живи он сегодня, отказался бы),
но с точки зрения сегодняшней науки. Посмотрим на вещи со стороны, глазами
пришельца, высадившегося на нашей планете: левитация существует, видение на
расстоянии существует, человек обладает даром вездесущности, пользуется всемирной
энергией. Самолет, радиотелескоп, телевидение, атомный реактор существуют. Это не
дары природы, а порождения человеческого ума.
Такое наблюдение может показаться ребяческим, но оно плодотворно. Ребячество –
сводить все к отдельному человеку. Отдельный человек не обладает даром
вездесущности, не поднимается в воздух, не способен видеть на расстоянии и т. д. На
самом деле этими возможностями обладает человеческое сообщество, а не
индивидуум. Но, может быть, ребяческим является само понятие индивидуума, и
предание вкупе с легендами выражало, быть может, понятие целокупности
человечества, само явление Человека… «Вы несерьезны! Вы говорите о машинах!» Вот
что скажут нам рационалисты, ссылающиеся на Декарта, и оккультисты, ссылающиеся
на «Предание». Но что называть машиной? Еще один вопрос, заслуживающий
отдельной постановки.
Несколько чернильных строк на пергаменте – это машина? Но техника печатных
проводников, употребляемых обычно современным электронщиком, позволяет
создать приемник волн, состоящий из линий, проведенных чернилами, содержащими
одна – графит, другая – медь.
Драгоценный камень – это машина? Нет, неистовствует хор протестующих голосов. Но
кристаллическая структура драгоценного камня – это сложная машина, и алмаз
используют в качестве детектора атомной радиации. Искусственные кристаллы,
транзисторы, заменяют одновременно электронные лампы, трансформаторы,
вращающиеся электрические машины для усиления напряжения и т. д.