Page 273 - UM
P. 273
С т р а н и ц а | 272
"Чтобы понять различие между состояниями сознания, нам нужно вернуться к первому
– ко сну. Это совершенно субъективное состояние сознания. В нем человек погружен в
свои сны – независимо от того, сохраняет ли он воспоминания о них. Даже если
какие-нибудь реальные впечатления достигают спящего – такие, как звуки, голос,
жара, холод, ощущения своего собственного тела, – они вызовут в нем только
фантастические образы. Потом человек просыпается. На первый взгляд, это
совершенно иное состояние сознания. Человек может двигаться, говорить с другими,
строить планы, видеть опасности, избегать их и т.д. Кажется разумным думать, что он
находится в лучшем положении, чем во время сна. Но если мы взглянем на это немного
глубже, если мы бросим взгляд на внутренний мир, на его мысли, на причины его
действий, мы поймем, что он находится почти в том же состоянии, что и во время сна.
Во сне он пассивен, что означает, что он ничего не может делать. В состоянии же
бодрствования он, наоборот, может действовать все время, и результаты его действий
отражаются на нем и на его окружении. Но он не вспоминает о себе самом. Он –
машина, все только происходит с ним. Он не может остановить поток своих мыслей, он
не в состоянии контролировать свое воображение, свои эмоции, свое внимание. Он
живет в субъективном мире «я люблю», «я не люблю», «это мне нравится», «это мне не
нравится», «я хотел бы», «я не хотел бы», то есть в мире, состоящем из того, что, как ему
кажется, он любит или не любит, чего он хочет или не хочет. Он не видит реального
мира. Реальный мир скрыт от него стеной его воображения. Он живет во сне. И то, что
он называет своим «ясным сознанием» – это только сон, и гораздо более опасный, чем
его ночной сон в постели.
Рассмотрим какое-нибудь событие в жизни человечества. Например – войну. В
настоящий момент идет война. Что это означает? Это означает, что многие миллионы
спящих стараются уничтожить многие миллионы других спящих. Все, что происходит в
настоящее время, вызвано этим сном.
Эти два состояния сознания – сон и бодрствование – одинаково субъективны. Только
начиная вспоминать о самом себе, человек может действительно проснуться. Тогда вся
жизнь вокруг него принимает другой вид и приобретает иной смысл. Он видит ее как
жизнь спящих людей, жизнь во сне. Все, что люди говорят и делают, они говорят и
делают во сне. Потому ничто из этого не может иметь ни малейшей ценности. Только
пробуждение и то, что ведет к пробуждению, имеет реальную ценность.
***
Сколько раз вы меня спрашивали, не было бы возможным прекратить войны?
Несомненно, это было бы возможно. Достаточно, чтобы люди проснулись. Это кажется
таким пустяком. Но нет ничего труднее, потому что сон вызван и поддерживается всей
окружающей жизнью, всеми условиями окружающей среды.