Page 44 - Жизнь после жизни
P. 44
Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни» 43
адекватно передать другим, предположить, что все это лишь искусная ложь, едва ли возможно.
В дополнение к моей личной уверенности имеются и другие весьма серьезные основания не
соглашаться с гипотезой, согласно которой все эти рассказы сфабрикованы. Наиболее серьезным
подтверждением правдивости является поразительное сходство столь большого числа
свидетельств. Как могло случиться, что так много людей, с которыми мне пришлось встречаться
лгали мне об одном и том же на протяжении восьми лет? Теоретически возможность сговора
остается и здесь. Конечно, можно думать, что приятная пожилая дама из Северной Каролины,
студент-медик из Нью-Джери, ветеринар из Джоржии и множество других лиц на протяжении
нескольких лет поддерживали тайную связь между собой с тем, чтобы мистифицировать меня.
Однако, я не думаю, чтобы это было сколько-нибудь вероятно.
«Даже если допустить, что собранные вами свидетельства не абсолютная ложь, все же
нельзя исключить, что вы введены в заблуждение более тонким образом, разве нельзя допустить,
что в течение ряда лет ваши корреспонденты тщательно разработали свои рассказы?»
Этот вопрос напоминает о хорошо известном психологическом феномене, когда какое-либо
лицо начинает с совсем простого рассказа о каком-либо переживании или событии, но со
временем этот рассказ развивается в целую историю. С каждым новым пересказом добавляются
все новые подробности, в которые рассказчик начинает верить сам. В конце концов
окончательный вариант уже становится весьма мало похож на исходное событие. Однако, я не
верю, чтобы в изученных мною случаях присутствовало что-либо такое. Во-первых, рассказы
лиц, которых я интервьюировал вскоре после того, как это с ними произошло, в некоторых
случаях, еще во время пребывания в больнице, были совершенно схожи с теми, которые мне
рассказывали люди, пережившие подобное десятки лет назад. Далее, в некоторых случаях лица,
которых я интервьюировал, записали свои впечатления непосредственно после происшедшего, и
во время нашей беседы они просто читали свои воспоминания. Эти описания также совпадали по
типу событий с теми впечатлениями, которые рассказывались другими людьми, об их
предсмертном опыте, имевшем место много лет назад. Кроме того, фактически, очень часто я
был первым или вторым человеком, которому рассказывалось о происшедшем, и то с большой
неохотой, даже несмотря на то, что с момента события минуло немало времени. Разного рода
приукрашивания были либо невелики, либо отсутствовали совсем, так как даже те случаи,
которые рассказывались их авторами довольно часто, не составляют отдельной группы. Наконец,
вполне возможно, что во многих случаях имело место, напротив, уменьшение подробностей
пережитого, то, что психологи называют «супрессией», представляющей собой сознательный
процесс контролирования нежелательных воспоминаний, ощущений и мыслей или вытеснения
их из сознания. Во многих случаях, в ходе интервью, опрашиваемый делал замечания, которые
отчетливо свидетельствовали о наличии такого рода супрессии. Например, одна женщина,
рассказывающая мне весьма четко о своих переживаниях во время ее «смерти», сказала: «Я
чувствую, что со мной произошло гораздо больше событий, чем я рассказываю, но я не могу
вспомнить всего. Я старалась подавить это в себе, так как я знала, что мне никто не поверит».
Человек, у которого имела место остановка сердца во время операции, вызванной тяжелым
ранением, полученным во Вьетнаме, очень горячо говорил о том, как трудно ему вспомнить о
своем пребывании вне физического тела. «Даже сейчас я не могу говорить об этом без
содрогания… Я чувствую, что там было много такого, о чем я не должен помнить. Я старался
забыть это». Коротко говоря, можно с большой уверенностью утверждать, что приукрашивания
не являются существенным фактором в формировании подобных рассказов.
«Были ли все эти люди религиозными до того, как это с ними произошло? И если это так,
то не участвовали ли их религиозные верования и их среда в формировании пережитого ими?»
В какой-то мере. Как уже упоминалось ранее, упоминание о светящемся существе было
неизменным, но определение его и описание варьировали несомненно в зависимости от
религиозных взглядов лиц. Однако, в течение всего исследования я не слышал ни одного
описания ада или рая, чем-либо напоминающее привычные картины, характерные для данной
религиозной группы. В действительности многие лица напротив подчеркивали как непохож их
опыт на то, что они представляли себе в соответствии с их религиозными взглядами. Одна
«умершая» женщина рассказывала: «Я всегда слышала, что когда умираешь, то сразу видишь и
рай, и ад, но я не видела ни того, ни другого». Другая женщина, пережившая нетелесный опыт
после жестокой травмы, говорила: «Странная вещь! Согласно моим религиозным
К оглавлению