Page 7 - Жизнь после жизни
P. 7
Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни» 6
сознания, другие же утверждают, с такой же уверенностью, что смерть есть переход души или
разума в другое измерение реальности. В повествовании, которое приводится ниже, я ни в какой
мере не стремлюсь отвергнуть какой-либо из этих ответов. Я просто хочу привести отчет об
исследовании, проведенном лично мною.
За последние несколько лет я встретился с большим числом людей, которые претерпели то,
что я буду называть «предсмертным опытом». Я находил их разными путями. Сначала это
произошло случайно. В 1965 году, когда я был студентом – дипломником по курсу философии в
университете штата Вирджиния, я встретил человека который был профессором психиатрии в
Медицинской школе. Меня с самого начала поразили его доброжелательность, теплота и юмор.
Я был очень удивлен, когда позднее узнал о нем интересные подробности, а именно, что он был
мертв, и не один раз, а дважды, с интервалом в 10 минут, и что он рассказывал совершенно
фантастические вещи о том, что с ним происходило в это время. Позже я слышал, как он
рассказывал свою историю небольшой группе студентов. В то время это произвело на меня очень
большое впечатление, но поскольку я не имел еще достаточного опыта, чтобы оценивать
подобные случаи, я «отложил его подальше» как в своей памяти, так и в виде перепечатанного
конспекта его рассказа.
Несколько лет спустя, после того, как я получил степень доктора философии, я преподавал
в университете штата Северная Каролина. В ходе одного из курсов мои студенты должны были
прочесть «Федон» Платона, труд, в котором в числе других вопросов обсуждается также
проблема бессмертия. В своей лекции я сделал акцент на других положениях Платона,
представленных в этой работе и не стал останавливаться на обсуждении вопроса жизни после
смерти. В один из дней после занятий ко мне подошел студент и спросил нельзя ли ему обсудить
со мной вопрос о бессмертии. Его интересовала эта проблема потому, что его бабушка «умирала»
во время операции и рассказывала потом об очень интересных впечатлениях. Я попросил его
рассказать об этом и, к моему величайшему изумлению, он описал те же самые события, о
которых я слышал от нашего профессора психиатрии за несколько лет до этого.
С этого времени мои поиски подобных случаев стали более активными и я начал в моих
курсах философии читать лекции по проблеме жизни человека после смерти. Однако, я соблюдал
осторожность и осторожность и не упоминал эти два случая переживания опыта смерти в моих
лекциях. Я решил подождать и посмотреть. Если такие рассказы не просто случайность,
предположил я, то, возможно, я узнаю больше, если просто подниму в общей форме вопрос о
бессмертии на философских семинарах, проявив сочувственное отношение к этой теме. К моему
изумлению, я обнаружил, что почти в каждой группе, состоящей примерно из тридцати человек,
по крайней мере один студент обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный
случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких людей или перенес сам.
С того момента, как я начал интересоваться этим вопросом, меня поражало это огромное
сходство ощущений, несмотря на то, что они были получены от людей, весьма различных по
своим религиозным взглядам, социальному положению и образованию. К тому времени, как я
поступил в медицинскую школу, я собрал уже значительное число таких случаев. Я стал
упоминать о проводимом мной неофициальном исследовании в разговорах с некоторыми из моих
знакомых медиков. Как-то раз один из моих друзей уговорил меня сделать доклад перед
медицинской аудиторией. Затем последовали другие предложения публичных выступлений. И
снова я обнаружил, что после каждого выступления кто-нибудь подходил ко мне, чтобы
рассказать об известном ему самому опыте такого рода.
По мере того, как о моих интересах становилось все более известно, врачи стали сообщать
мне о больных, которых они реанимировали и которые рассказали мне о своих необычных
ощущениях. После того, как появились газетные статьи о моих исследованиях, многие люди
стали присылать мне письма с подробными рассказами о подобных случаях.
В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда эти явления имели место.
Случаи, которые я изучил, могут быть разделены на три четкие категории:
1. Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые
были реанимированы, 2. Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или
болезни были очень близки к состоянию физической смерти, 3. Ощущения людей, которые
находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Из большого
количества фактического материала представленного этими 150 случаями, естественно был
К оглавлению