Page 322 - Хозяева великой империи
P. 322
~ 299 ~
Вывод главный... Несторианство НЕ было государственной религией чингисидов. Но!!!
Несториане получили доступ к главным государственным должностям и, следовательно -
направляли политику империи. Т.е. несторианцы составляли большинство в армии и чи-
новничьем аппарате, царевичи и многие могольские нойоны были связаны с ними узами
брака или дружбы. А в вере первых чингисидов доминировало христианство в его нестори-
анской форме, смешанное с тенгрианством и рядом других языческих воззрений. Три чет-
верти кочевников центральной Азии были христианами несторианского направления
(Л.Гумилев [55] , "Черная легенда"). Именно на таком духовном фундаменте формировалась
имперская государственность Чингисхана. И в XIII веке несторианская элита решила осу-
ществить свою мечту о восточном христианском царстве при помощи своего языческого ха-
на. Отсюда и "желтый" крестовый поход (см. отдельную главу), и политика похода войск
Батыя (см. главу ниже).
Вывод вспомогательный №1... Если в XI веке несторианцы еще считали католиков/греков
братьями по религии и только удивлялись, до чего же эти братья не похожи на них самих;
если в XII веке католики ждали прихода восточных христиан как естественных союзников,
то уже в XIII веке, благодаря спесивости и нетерпимости латинян, все иллюзии исчезли и
народы, не объединенные папской тиарой, для европейцев стали чужими: язычниками и
хуже того - еретиками. Все, в т.ч. чингисиды-несториане.
Вывод вспомогательный №2... Переворот Берке (1257г.) и гонения, произведенные им про-
тив несториан, сторонников его соперников Сартака и Улакчи, подорвали значение несто-
рианской общины как политической силы чингисидов. При ханах Менгу и Тимуре обостри-
лись отношения между Золотой Ордой и ильханом Хулагу (внук Чингисхана, 1217-1265гж),
покровительствовавшим несторианству. Золотоордынские несториане оказались в изоляции
и... стали посещать православные церкви. В XIII веке верные люди были нужны каждому, а
по понятиям того времени "верные" означало "единоверные". Подобно тому, как торки,
черные клобуки и берендеи искали в XII веке покровительства русских князей, так и мо-
гольские христиане стали лепиться к южной границе Русской земли, замалчивая былые
разногласия.
Скрываемые факты:
несторианство чингисидов и религии...
Интереснее всего отношение несторианцев чингисидов к исламу и к западному христиан-
ству.
В ранние века несторианство прекрасно ладило с исламом. В 628 году несторианский пат-
риарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту(!) для своей
церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета. Следует пони-
мать, что в докнижную эпоху жесткой унификации обряда просто не могло существовать,
потому христианство в Константинополе и христианство у чингисидов очень сильно отли-
чались друг от друга. Есть замалчивая гипотеза, что тогда считали: мусульмане степи – это
очередная христианская ересь. Несториане имели своего патриарха в городе Мосуле (Муси-
ле) на реке Тигр (в 396 км северо-западнее Багдада). Гипотеза: Мусиле – мусульмане; так их
потом и стали называть.
Несторианство оказало большое влияние на ислам, можно даже сказать, что ислам – это
есть сильно видоизмененное несторианство, отрицающее божественное происхождение Хри-
ста (он рожден человеком) и Богородицы (она есть лишь Христородица). Поэтому вполне
допустимо говорить, что в дальнейшем несторианство трансформировалось в ислам. Рус-
ский Афанасий Никитин (путешественник и писатель XV века) чтил Аллаха (аль-лах – зна-
чит буквально единый Бог) и Иисуса, Духа Божия – "Бисмилля Рахман Рахим. Иса Рух
Оалло. Аллах акбар. Аллах керим". Это что – ислам или христианство?