Page 306 - Неизвестная история человечества
P. 306
«Джон Напьер, специалист по приматам, автор опубликованной в 1973
году книги «Bigfoot: The Yeti and Sasquatch in Myth and Reality» («„Большая
Нога“: мифы и факты о йети и саскуоче»), изменил свою скептическую точку
зрения, признавшись, что теперь он горячий сторонник йети. Археолог Майра
Шакли, автор вышедшей в 1983 году книги «Wildmen: Yeti, Sasquatch and the
Neanderthal Enigma» («Дикие люди: йети, саскуоч и неандертальская
загадка»), изучив полный набор снимков, сделала заключение, что этот случай
находится в полном соответствии со всеми прочими свидетельствами,
подтверждающими существование йети. Лорд Хант, руководитель одной из
первых успешных экспедиций на Эверест в 1953 году, который сам дважды
видел следы йети, придерживается того же мнения».
Алмасы Центральной Азии
Как следует из имеющихся описаний, саскуоч и йети – существа крупные,
очень похожие на человекообразных обезьян. Но есть и иной тип диких людей,
которых зовут алмасами (Almas). Алмасы гораздо меньших размеров, имеют
больше сходства с обыкновенными людьми. Сведения о них поступают в
основном из региона, простирающегося от Монголии на севере до Памира на
юге и Кавказских гор на западе. Много свидетельств получено из Сибири и с
крайнего северо‑востока России.
В начале пятнадцатого века турки захватили европейца по имени Ганс
Шильтенбергер (Hans Schiltenberger) и отослали его ко двору Тамерлана,
который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. По
возвращении в Европу в 1427 году Шильтенбергер написал о своих
злоключениях книгу, в которой описал и диких людей: «Высоко в горах
обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными
людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их
ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой,
травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею
в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих
зарослях».
Рисунок девятнадцатого века, на котором изображен алмас, был найден
в монгольском руководстве по лекарственным средствам растительного и
животного происхождения. Вот что по этому поводу пишет Майра Шакли:
«Этот фолиант содержит несколько тысяч изображений различных животных
(рептилий, млекопитающих и амфибий), но среди них нет ни одного
мифического существа, подобного тем, которые в изобилии встречаются в
аналогичных книгах европейского средневековья.
К оглавлению 306