Page 304 - Неизвестная история человечества
P. 304
Фотография одного из них, сделанная крупным планом, многим показалась
убедительной. Следы были весьма внушительных размеров. Изучив лучший
из сделанных Шиптоном снимков, Джон Напьер отверг гипотезу, что след
выглядит таким из‑за подтаявшего снега. В конце концов он пришел к
заключению, что речь идет о наложении друг на друга двух следов: обутой
ноги и босой. Вообще Напьер, убежденный сторонник существования
североамериканского саскуоча, к свидетельствам, касающимся йети,
относился крайне скептически. Однако в дальнейшем мы увидим, как новые
подтверждения существования гималайского «снежного человека» заставили
Напьера изменить свою позицию.
Во время своих экспедиций в Гималаи в 50‑х и 60‑х годах сэр Эдмунд
Хиллари (Edmund Hillary) внимательно изучал свидетельства о йети, в том
числе отпечатки следов ног на снегу. Он пришел к выводу, что все эти следы,
приписываемые йети, принадлежат уже известным животным и возникли в
результате наложения одной цепочки следов на другую. На это Напьер, будучи
сам скептиком, возразил: «Ни один мало‑мальски опытный человек не спутает
подтаявшие следы со свежими. Нельзя просто отмахнуться от столь
многочисленных свидетельств, поступающих на протяжении многих лет из
заслуживающих доверия источников. Должны быть иные объяснения, в том
числе, разумеется, возможно и то, что следы оставлены неизвестным науке
животным».
Не иссякает поток свидетельств о существовании йети, поступающих и
от местных жителей. Так, в своей книге о диких людях Майра Шакли
упоминает об утонувшем йети, обнаруженном в 1958 году жителями
тибетской деревушки Тар‑бале, расположенной возле ледника Ронгбук. По их
рассказам, существо напоминало небольших размеров человека с
конусообразной головой и покрытого шерстью.
Насельники некоторых буддистских монастырей утверждают, что у них
хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные ученые исследовали
некоторые из таких реликвий и пришли к выводу, что сделаны они из шкур
известных животных. Сэр Эдмунд Хиллари, организовавший в 1960 году
специальную экспедицию, послал на Запад скальп из монастыря Хумджунг
для исследований, которые показали, что «реликвия» изготовлена из шкуры
серау – похожей на козла гималайской антилопы. Однако некоторые ученые
попытались опровергнуть результаты анализа. Как пишет Майра Шакли,
«свою позицию они объясняют тем, что волосы скальпа практически
идентичны шерсти обезьяны и что обнаруженные там насекомые‑паразиты
никогда не встречаются у антилопы‑серау».
К оглавлению 304