Page 157 - UM
P. 157

С т р а н и ц а | 156

очень долго спал и вновь стал почти нормальным и терпимым» (Г.Раушнинг «Гитлер
мне сказал», Париж; А.Дельмас «Гитлер. Опыт психологической биографии», Париж).

Предоставим читателю сравнить заявление Мейтерса, главы маленького
новоязыческого общества конца XIX века, и слова человека, который в тот момент,
когда эти слова услышал Раушнинг, готовился ввергнуть мир в авантюру, приведшую
к 20 миллионам убитых только у русских. Мы просим не пренебречь этим сравнением
и его поучительностью под тем предлогом, что «Золотая Заря» и нацизм в глазах
рассудительного историка несоизмеримы. Историк рассудителен – а история нет. Одни
и те же верования отличали обоих людей, их основной опыт идентичен, ими
руководила та же сила. Они принадлежали к одному и тому же течению мысли, к одной
и той же религии. Эта религия еще никогда не была по-настоящему изучена. Ни
церковь, ни рационализм – другая церковь – не снизошли до ее изучения. Мы вступаем
в эпоху знания, где такие исследования станут возможными, потому что
действительность приоткрывает свое фантастическое лицо, идеи и технику,
кажущиеся нам ошибочными, заслуживающими презрения или ненависти – но они
покажутся нам полезными для понимания действительности, все менее и менее
успокоительной.

Мы не предлагаем читателю рассмотреть происхождение и связь розенкрейцеров –
Бульвер-Литтона – Литтла – Мейтерса – Кроули – Гитлера или любую другу связь
такого же рода, где можно встретить также Блаватскую и Гурджиева. Игра такими
связями напоминает игру течений в литературе. Игра окончена – а проблема остается.
Проблема таланта в литературе. Проблема власти в истории. «Золотой Зари»
недостаточно для объяснения группы Туле пли «Сверкающей Ложи», Аненербе.
Естественно, есть многочисленные взаимопроникновения, тайные или открытые
переходы из одной группы в другую. Мы не преминем сигнализировать об этом. Это
увлекательно – но лишь как всякая маленькая история. Мы думаем, что эти общества,
будь они маленькими или большими, ограниченными или нет, закрытыми или явными
– это более или менее значительные проявления иного мира, чем тот, в котором мы
живем. Скажем, что это мир Зла в том смысле, в каком его понимал Мэйчен. Но не
лучше мы знаем и мир Добра. Мы живем между двумя мирами, принимая эту
«ничейную землю» за всю планету в целом. Нацизм был одним из тех редких моментов
в истории нашей цивилизации, когда приоткрылась дверь в Иное, открылась с шумом
и очень заметно. И странно, что люди притворяются, будто они ничего не видели и не
слышали, кроме обычных зрелищ и шума, вызванного военными и политическими
беспорядками.
   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162