Page 152 - UM
P. 152

С т р а н и ц а | 151

Точно так. Жалкий тип, подогретый алкоголем, возвращается домой и ударами ноги
убивает жену и детей. Это убийца. И Жиль де Ретц – тоже убийца. Но вы понимаете,
какая пропасть их разделяет? Слово в обоих случаях одно и то же, но смысл его
совершенно различен. Несомненно, такое слабое сходство существует между всеми
«социальными» грехами и подлинными духовными грехами, но в одном случае речь
идет о тени, а в другом – о реальности. Если бы вы хоть немного разбирались в
теологии, то должны были бы меня понять.

– Честно говоря, я никогда не уделял внимание теологии, – признался Котгрейв. –
Сожалею об этом, но, возвращаясь к нашей теме, скажите: вы думаете, что грех – это
нечто оккультное, тайное? – Да. Это адское чудо, так же, как святость – чудо
сверхъестественное. Подлинный грех опускается до такого уровня, что мы даже не
можем подозревать его существования. Он – как самая низкая нота органа, такая
низкая, что никто ее не слышит. Порой бывают промахи, падения, и они приводят в
сумасшедший дом или к еще более ужасным развязкам. Но ни в коем случае не следует
смешивать это с социальными злодеяниями. Вспомните апостола: он говорил о
«другой стороне» и делал различия между благодетельными поступками и
милосердием. Можно все раздать бедным и не обладать милосердием, можно избежать
всех грехов и тем не менее быть созданием зла.

– Странная психология! – сказал Котгрейв. – Но в этом что-то есть. Так по-вашему,
настоящий грешник мог бы отлично сойти за безобидный персонаж? – Конечно.
Подлинное Зло не имеет ничего общего с обществом. И Добро тоже. Думаете ли вы, что
получите «удовольствие» в компании св. Павла? Думаете ли вы, что достигнете
«взаимопонимания» с сэром Галахадом? Это относится как к грешникам, так и к
святым. Если вы встретите настоящего грешника и распознаете в нем грех, то,
несомненно, будете поражены ужасом. Но, быть может, и не окажется никакой
внешней причины, чтобы этот человек вам «не понравился». Наоборот – вполне
возможно, что если вам удастся забыть о его грехе, Вы найдете его обхождение
приятным. И все же!.. Нет, никто не сможет угадать, насколько ужасающе подлинное
Зло!.. Если бы розы и лилии в саду вдруг запели этим рождающимся утром, если бы
мебель в этом доме зашагала в процессии, как в сказке Мопассана! – Я рад, что вы
вернулись к этому сравнению, – сказал Котгрейв, – потому что хотел спросить у вас:
чему соответствует в человечестве эта воображаемая удаль вещей, о которой вы
говорите? Еще раз – что же такое грех? Хотелось бы наконец услышать конкретный
пример. Амброз впервые заколебался.

– Я уже сказал, что подлинное Зло встречается редко. Материализм нашей эпохи,
сделавший много для того, чтобы упразднить святость, сделал, быть может, еще
больше, чтобы упразднить зло. Мы находим Землю такой комфортабельной, что у нас
нет желания ни подниматься, ни опускаться. Все происходит так, как если бы
специалист по аду свел бы его к чисто археологическим работам.

– Тем не менее мне кажется, что ваши исследования уже дошли до настоящего
времени? – Я вижу, что вы действительно заинтересовались. Что ж, признаюсь, я и в
самом деле собрал некоторые документы…
   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157