Page 253 - UM
P. 253

С т р а н и ц а | 252

Глава 5

ПОНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБУЖДЕННОСТИ

Я посвятил большую книгу описанию общества интеллигентов, под руководством
тауматурга Гурджиева искавших «состояние пробужденности». Я продолжаю думать,
что нет более важного поиска. Гурджиев говорил, что современная мысль, родившаяся
на навозе, вернется в навоз, и учил презирать век. Ибо и в самом деле – современная
мысль родилась из забвения, из непонимания необходимости таких поисков. Но
Гурджиев, человек старый, смешивал современную мысль с судорожным
картезианством XIX века. Для подлинно современной мысли картезианство уже не
является панацеей, и в пересмотре нуждается сама природа разума. Так что
современный уровень мысли может скорее привести людей к полезным
размышлениям о возможном существовании иного состояния сознания – состояния
пробужденного сознания. И в этом смысле сегодняшние математики и физики
протягивают руку вчерашним мистикам. Презрение Гурджиева, как и презрение Рене
Генона, другого, но чисто теоретического защитника состояния пробуждения, – сейчас
«не по сезону». И я думаю, что если бы Гурджиев был вполне озаренным, он не ошибся
бы сезоном. Для разума, испытывающего абстрактную необходимость в превращении,
теперь время не презирать век, но, наоборот, – любить его.

До сих пор состояние пробужденности упоминалось в религиозных, эзотерических или
поэтических рамках. Неоспоримый вклад Гурджиева состоял в том, что он показал
возможность психологии и физиологии этого состояния. Но он с удовольствием
«затуманивал» свой язык и оставлял своих последователей за стенами полного
одиночества. Мы же попытаемся говорить как люди второй половины XX века,
пользуясь вполне экзотерическими, внешними средствами. Естественно, касаясь
такого предмета, в глазах «специалистов» мы будем выглядеть варварами. Ха! Но мы и
в самом деле немного варвары! Мы чувствуем, как в окружающем нас сегодняшнем
мире выковывается душа нового века Земли. Наш способ очертить вероятное
существование «состояния пробужденности» не будет ни вполне религиозным, ни
вполне эзотерическим или поэтическим, ни вполне научным. Он будет одновременно
всеми ими понемногу и не уложится ни в одну из наук. Это и есть возрождение:
кипение смеси методов теологов, ученых, магов и детей.

***

Августовским утром 1957 г. отход пакетбота из Лондона в Индию проходил при
большом скоплении журналистов. На пакетбот садились невзрачный на вид господин и
   248   249   250   251   252   253   254   255   256   257   258