Page 256 - UM
P. 256

С т р а н и ц а | 255

также, что, возможно, как говорил Свами Вивекананда, «человек, не знающий науки
(науки мистических упражнений), может случайно впасть в это состояние».
Поэтическая литература всего мира полна свидетельствами об этих неожиданных
озарениях. А сколько людей – не поэтов и не мистиков – чувствовали, как в течение
какой то доли секунды касались этого состояния? Сравним это странное,
исключительное состояние с другим исключительным состоянием. Врачи и психологи
начинают изучать для нужд армии поведение человеческого существа при свободном
падении, в невесомости. Пассажир экспериментального самолета, вошедшего в пике,
парит в течение нескольких секунд в воздухе. Отмечено, что у одних испытуемых это
падение сопровождается чувством исключительного счастья, у других оно вызывает
столь же исключительный страх, ужас.

Так вот, возможно, что переход или намек на переход из состояния обычного
бодрствования в состояние высшего сознания неприятен для одних людей и приятен
для других. Изучение психологии, связанной с состояниями сознания, находится еще
лишь в зародыше. Оно только начинает продвигаться вперед. Физиология высшего
состояния сознания, за редким исключением, еще не привлекла к себе внимания
ученых. Если принять нашу гипотезу, то надо учесть состояние рационалистического,
позитивистского типа человека, агрессивного при самозащите. И надо учесть
существование спиритуалистического типа, для которого всякий намек на выход за
пределы разума вызывает ощущение потерянного рая. В основе огромного
схоластического спора можно найти скромное «люблю» или «не люблю». Но что в нас
любит или не любит? В действительности это никогда не бывает "я" – это любит или
не любит нечто во мне, не более… И, наконец. возможно, что за ложной проблемой
«спиритуализмматериализм» стоит не что иное, как доподлинное явление аллергии.
Самое важное – знать, обладает ли человек в этих исследованных областях высшими
инструментами, огромными усилителями его ума, полным оборудованием для
завоевания и понимания мира, чтобы понять и завоевать себя самого, чтобы принять
всю совокупность своей собственной судьбы.

***

Бодхидхарма, основатель Дзэн-буддизма, однажды во время созерцания уснул (т.е.
позволил себе по неосмотрительности впасть в состояние сознания, обычное для
большинства людей). Эта ошибка показалась ему настолько ужасной, что он отрезал
себе веки. Легенда говорит, что они упали на землю и тут же проросли первым кустом
чая. Чай, защищающий от сна, – это растение, символизирующее желание мудрых
поддерживать себя в состоянии бодрствования; вот почему говорят: «вкус чая и вкус
Дзэн похожи».
   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261