Page 255 - UM
P. 255

С т р а н и ц а | 254

изобилует свидетельствами сверхсознания. Холдейн был несомненно первым
современным ученым, решившимся объективно исследовать это понятие.

Логика нашей переходной эпохи как раз и обусловливает то, что этот человек
показался и своим врагам-спиритуалистам, и своим друзьям-материалистам
человеком, вставляющим палки в колеса.

***

Мы, как и Холдейн, должны быть совершенно чужды старому спору между
спиритуалистами и материалистами. Вот подлинно современная позиция: не стоять
над спором – он не имеет ни верха, ни низа, ни объема, ни смысла.

Спиритуалисты верят в возможность высшего состояния сознания. Они видят в нем
атрибут бессмертной души.

Материалисты топают ногами, как только об этом заходит речь, и размахивают
Декартом. Ни те, ни другие не пытаются непредвзято разглядеть это вблизи. Нужен
иной способ рассмотрения этой проблемы, способ реалистический в том смысле, в
каком мы понимаем этот термин: всеобъемлющий реализм, учитывающий и
фантастические аспекты реальности.

Кроме того, возможно, что этот старый спор является философским лишь по
видимости. Возможно, он – не что иное, как спор между людьми, функционально
реагирующими различным образом на естественные явления. Нечто вроде спора в
семье между хозяином, любящим сквозняк, и хозяйкой, его не любящей. Столкновение
двух человеческих типов – в нем нет ничего такого, что по самой своей природе могло
бы пролить свет. Если бы в действительности так и было, то сколько времени
потеряно в абстрактных дискуссиях, и насколько мы правы, уклоняясь от спора, чтобы
подойти с «первобытным» умом к вопросу о состоянии пробужденности! Вот гипотеза:
Переход от сна к бодрствованию вызывает Определенное количество изменений в
организме. Например, меняется артериальное давление, изменяется нервное
напряжение. Если, как мы думаем, существует иное состояние, которое мы называем
состоянием сверхбодрствования, – то есть высшего сознания, – то переход к нему тоже
должен сопровождаться различными изменениями.

Но все мы знаем, что для некоторых людей акт прерывания сна бывает болезненным
или, по крайней мере, чрезвычайно неприятным. Современная медицина учитывает
это явление и различает – исходя из реакции на пробуждение – два типа людей, Что же
такое состояние сверхсознания – действительно пробужденного сознания? Люди,
испытавшие это, по возвращении описывают его с трудом. Язык в значительной
степени бессилен дать об этом отчет. Мы знаем, что оно может быть достигнуто
сознательным усилием. Все упражнения мистиков сводятся именно к этому. Мы знаем
   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260