Page 36 - UM
P. 36
С т р а н и ц а | 35
***
Мы не знаем о прошлом ничего, или почти ничего. Сокровища дремлют в библиотеках.
Мы утверждаем, что история прерывиста и что несколько светочей знания разделены
сотнями и тысячами лет невежества. Возникшая внезапно идея «просвещенного века»,
которую мы восприняли с поразительной наивностью, погрузила для нас во мрак все
остальные эпохи. Новый взгляд на древние книги изменил бы такое положение вещей.
Мы были бы потрясены содержащимися в них богатствами. К тому же, не следует
забывать, что, по словам Эттербери, современника Ньютона, «больше древних книг
утеряно, чем сохранилось».
Этот-то новый взгляд и решил высказать наш друг Рене Аллео, одновременно и
техник, и историк. Он наметил метод и добился кое-каких результатов. До сих пор он,
похоже, еще не полнил никакой моральной поддержки для продолжения этого труда,
превышающего возможности одного человека. В декабре 1955 г. он прочитал по моей
просьбе доклад для инженеров автомобильной промышленности, собравшихся под
председательством Жана-Анри Лабурдетта. Вот суть этого доклада: "Что осталось от
тысяч рукописей Александрийской библиотеки, основанной Птолемеем Сотером, от
этих незаменимых документов, навсегда потерянных для древней науки? Где пепел
200 тысяч трудов Пергамской библиотеки? Что стало с коллекциями Писистрата в
Афинах, с библиотекой Иерусалимского храма, с библиотекой храма Пта в Мемфисе?
Какие сокровища содержались в тысячах книг, сожженных в 213 году до н.э. по приказу
императора Цинь Ши Хуан Ди из чисто политических соображений? Древние труды
дошли до нас в виде развалин огромного храма, от которого осталась лишь груда
камней. Однако благодаря тщательному изучению этих обломков и надписей
становятся различимы истины, которые невозможно отнести на счет одной только
поразительной интуиции древних.
Прежде всего, вопреки укоренившемуся мнению, рационалистические методы не были
изобретены Декартом. Посмотрим, что он пишет: «Тот, кто ищет истину, должен
насколько возможно сомневаться во всем». Это очень известная фраза, но это не
показалось чем-то очень уж новым. Если мы откроем вторую книгу «Метафизики»
Аристотеля, то увидим: «Тот, кто хочет обладать знанием, должен прежде всего уметь
сомневаться, потому что сомнение ума приводит к обнаружению истины». Кроме того,
можно констатировать, что Декарт заимствовал у Аристотеля не только эту
капитальную фразу, но также и большую часть знаменитых правил управления
рассуждением, правил, которые лежат в основе экспериментального метода. Это
доказывает, во всяком случае, что Декарт читал Аристотеля, от чего слишком часто
воздерживаются современные картезианцы. Эти последние могли бы также
констатировать, что кто-то записал: «Если я ошибаюсь, то заключаю из этого, что я
существую, потому что тот, кто не существует, не может ошибаться, и благодаря тому,
что я ошибаюсь, я чувствую, что существую». Увы, это не Декарт, это Св. Августин.
Что касается скептицизма, необходимого наблюдателю, то здесь действительно не
приходится идти дальше Декарта, который считал действительным только тот опыт,