Page 50 - Жизнь после жизни
P. 50
Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни» 49
потому что этот газ освободил меня от всяких забот. Я ругала его за это. Это такое
неопределенное чувство, но больше я об этом не думала.»
Обратите внимание, что есть известное сходство между этим опытом и теми, которые были
описаны как реальность людьми, пережившими их. Так эта женщина описывает сверкающий
белый свет, осеняющий людей, которые пришли встретить ее и перевести на другую сторону и,
кроме того, полное отсутствие огорчения о происшедшем. Имеется также два пункта,
указывающие на внетелесное состояние. Во-первых, ее впечатление, что она слышала голоса
сиделки и дантиста откуда-то сверху и ее ощущение, что она парила.
С другой стороны, другие детали ее рассказа не похожи на предсмертный опыт, который
ощущается так, как будто все происходит в действительности. Сверкающий свет неопределим, и
не заметно чувство мира и счастья от того, что произошло. Описание посмертного мира очень
буквально и она определяет его в соответствии с ее религиозным восприятием. Существ, которые
встретили ее, она называет ангелами, и она поднимается на небеса, которые где-то наверху. Она
не видит своего тела, а просто чувствует кресло дантиста, так что причиной ее передвижения
было не ее собственное движение, а движение «вместе с креслом». Она постоянно подчеркивает
неопределенность своего опыта, который не имел никакого отношения к ее вере в будущую
жизнь (действительно, у нее сейчас есть сомнение в будущей жизни).
Сравнивая опыт, вызванный наркотиками, с предсмертным опытом, о котором говорят как
о реальности, надо отметить еще несколько пунктов. Прежде всего те немногие люди, которые
сообщили мне о наркотическом опыте, более романтичны, полны воображения, умны и менее
устойчивы, чем люди, рассказывающие о предсмертном опыте. Во-вторых, опыт с наркотиками
очень неопределенный, в-третьих, эти рассказы различаются между собой, и уж во всяком
случае, отличаются от рассказов о предсмертном опыте. Я бы сказал, что выбрав этот случай с
анестезией, я сознательно избрал именно тот, который больше всего походит на предсмертный
опыт. В заключении я скажу, что существует очень большая разница между двумя этими типами
опыта.
Более того, имеется много дополнительных фактов, которые свидетельствуют против
фармакологического объяснения предсмертных феноменов. Самое существенное состоит в том,
что в большинстве случаев никаких наркотиков не применялось. В некоторых случаях лекарства
применялись, но уже после предсмертного опыта. Многие люди настойчиво повторяли, что
предсмертный опыт произошел прежде чем были приняты какие-либо лекарства. В некоторых
случаях – задолго до того, как была оказана медицинская помощь. Даже в тех случаях, когда
терапевтические лекарства использовались, то их было большое разнообразие, начиная с таких
веществ как аспирин, антибиотики и гормональный адреналин, вплоть до местной и общей
газовой анестезии. Большинство из этих лекарств не действует на центральную нервную систему
и не вызывают психических последствий. Надо также заметить, что нет разницы между группами
пациентов, получивших лекарство и теми, которые были совсем их лишены. Наконец, я хочу
отметить, что одна женщина, которая умирала дважды в течение нескольких лет, утверждала, что
отсутствие предсмертного опыта в первый раз было связано с анестезией. Во второй раз, когда
она была совсем без лекарств, она имела очень сложный опыт.
Имеется одно предположение современной фармакологии, которое также разделяется
огромным числом неспециалистов. Согласно этому мнению, психические эпизоды, вызываемые
психическими лекарствами, представляют собой лишь результат действия этих лекарств на
нервную систему. Отсюда предполагается, что психические события, следовательно, могут быть
«иллюзорными», «галлюцинаторными», «обманчивыми», словом, «происходящими только в
сознании». Следует, однако, помнить, что такой взгляд не общепринят. Имеется другая точка
зрения на соотношение между наркотиком и тем результатом, к которому приводит его
использование. Я имею в виду первоначальное и исследовательное использование тех
наркотиков, которые мы называем «галлюциногенными». В течение веков люди использовали
такие психоактивные вещества, чтобы достичь других состояний сознания и перенестись в
другие планы реальности. (Живое и увлекательное изложение о современном использовании
наркотиков для целей такого рода читатель может найти в книге «Естественное сознание»
Эндрью Уила).
Таким образом, на протяжении истории лекарства использовали не только в медицинских
целях или для борьбы с заболеваниями, но также и в религиозных культах и для достижения
К оглавлению