Page 55 - Жизнь после жизни
P. 55

Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни»                                                               54
            числу  тех,  которые  мы  называем  предсмертным  опытом  и,  следовательно,  он  был  вызван
            тяжелым состоянием больного. Или же причина заключается в тех условиях изоляции, в которые
            по необходимости поместили больного из-за его недуга? Это как раз вероятно и есть тот случай,
            когда невозможно предложить абсолютно точные критерии, чтобы отнести его к одной из двух
            рассматриваемых категорий явлений. По-видимому, это всегда будет иметь место в пограничных
            ситуациях.
                  Несмотря  на  некоторое  перекрывание,  результаты  по  исследованию  изоляции  не  дают
            удовлетворительного  объяснения  предсмертному  опыту.  Во-первых,  разнообразные  явления,
            имеющие  место  во  время  изоляции  сами  по  себе  не  могут  быть  объяснены  ни  одной  из
            существующих  теорий.  Пытаться  объяснить  предсмертный  опыт  на  основании  результатов
            исследования изоляции также бесполезно, как и объяснение внетелесного опыта на основании
            аутоскопических галлюцинаций, то есть будет просто замена одной тайны  – другой. Так что
            природу  видений,  которые  имеют  место  в  условиях  изоляции,  пытаются  объяснить  с  двух
            совершенно противоположных позиций. Некоторые безо всякого сомнения относят эти видения
            к  разряду  «нереальных»  и  «галлюцинаторных».  В  то  же  время,  на протяжении всей  истории
            мистики  и  шаманы  искали  уединения  в  безлюдных  местах  для  достижения  просветления  и
            откровения. Мнение о том, что духовное возрождение может быть пережито именно в уединении
            является  общим  местом  религиозных  систем  многих  культур.  Об  этом  же  говорят  многие
            религиозные книги, в том числе и Библия.
                  Несмотря  на  то,  что  эта  идея  в  основном  чужда  современной  структуре  верований  на
            Западе, имеется еще достаточно много ее приверженцев, даже в нашем собственном обществе.
            Один из первых и наиболее серьезных исследователей изоляции Джон Лили недавно написал
            книгу, которая представляет собой духовную автобиографию, озаглавленную «Центр циклона».
            В этой книге автор убедительно показывает, что опыт, который он пережил в условиях изоляции,
            был реальным опытом просветления и откровения, а совсем не «фантазия» или «галлюцинация».
            Интересно также отметить, что он рассказывает о собственном предсмертном опыте, который
            очень сходен с тем, о котором написано в нашей книге, причем автор относит свой предсмертный
            опыт к той же категории явлений, что и опыт с изоляцией. Таким образом, мы можем с полным
            основанием рассматривать изоляцию наряду с галлюциногенными веществами и приближением
            к смерти как один из путей вхождения в новые измерения сознания.
                  2. Сны, галлюцинации, иллюзии.
                  Некоторые, по всей вероятности, считают, что предсмертный опыт всего лишь желанные
            сновидения,  фантазии  или  галлюцинации,  возникновение  которых  обусловлено  различными
            факторами: в одном случае действием наркотиков, в другом церебральной анестезией, в третьих–
            изоляцией  и  т.  п.  Иными  словами,  в  этом  случае  предсмертный  опыт  рассматривается  как
            иллюзия.
                  Я думаю, что против этой точки зрения имеется несколько возражений. Во-первых, имеется
            большое сходство в отношении содержания и протекания событий, о которых рассказывают лица
            пережившие предсмертный опыт, несмотря на то, что большинство рассказов не соответствуют
            тому представлению о посмертных событиях, которые характерны для людей нашей культуры.
            Кроме того, мы обнаруживаем, что события, переживаемые умирающими, согласно рассказам
            лиц,  которых  мы  обследовали,  необычайно  точно  совпадают  с  тем,  о  чем  рассказывается  в
            древних и экзотерических писаниях, совершенно неизвестных нашим пациентам.
                  Во-вторых,  остается  несомненным  фактом  то,  что  лица,  с  которыми  я  беседовал,  не
            являются  жертвами  психоза.  Они  мне  представляются  как  эмоционально  устойчивые,
            нормальные люди, участвующие в жизни общества. Они имеют нормальную работу и занимают
            положение, исключающее безответственность. Они имеют устойчивые семьи и определенный
            круг родственников и друзей. Почти ни один из тех, с кем мне довелось беседовать, не переживал
            внетелесного  опыта  более  одного  раза  в  жизни.  И,  что  наиболее  существенно,  наши
            информаторы, это все люди, которые могут четко различать опыт, полученный во сне и наяву.
                  В то же время, все эти люди утверждают, что  то, что они пережили, находясь на краю
            смерти, было не сном, а действительно происходило с ними. Они почти неизменно уверяли меня
            во время наших бесед, что их опыт был не сном, а совершенно отчетливой реальностью. Наконец,
            имеется  факт,  что  для  многих  сообщений  о  внетелесном  состоянии  имеются  независимые
            подтверждения. Определенные обязательства перед моими пациентами исключают сообщение
                  К оглавлению
   50   51   52   53   54   55   56   57   58