Page 53 - Жизнь после жизни
P. 53

Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни»                                                               52
            было в книге.
                  Пока мы так сидели, я стал говорить жене о том, что я вижу и что делают наши призраки.
            То, что я рассказывал, абсолютно совпадало с тем, что видела моя жена. Потом мы поменялись
            ролями, – она стала рассказывать мне, что она видела и это совершенно совпадало с тем, что
            видел я. Мы так сидели довольно долго, по крайней мере минут 30, наблюдая за призраками и
            обсуждая то, что мы видели. Я думаю, что мы  могли бы просидеть так всю ночь. Моя жена
            должна  была  идти,  так  что  в  конце  концов  мы  просто  встали  и  пошли  вместе  по  лестнице,
            ведущей наверх дома. Когда я вернулся обратно, я снова увидел призраков, и они оставались на
            том же месте, когда я уезжал.
                  Не возможно, чтобы это было наше отражение в ветровом стекле машины, так как верх
            машины был опущен и мы смотрели значительно выше ветрового стекла все время, пока мы их
            видели. Ни один из нас не пил ни тогда, ни сейчас. И все это произошло за 3 года до того, как мы
            вообще узнали о существовании ЛМД и других наркотиков такого типа. Мы не были усталыми,
            хотя было позднее время, мы не спали и это не могло нам сниться. Мы были вполне бодры,
            встревожены  и  удивлены  тем,  что  мы  наблюдали  и  обсуждали  все  это  друг  с  другом».
            Предположим,  аутоскопические  галлюцинации  в  некотором  отношении  напоминают
            внетелесный  опыт,  связанный  с  предсмертным  состоянием.  Однако,  даже  если  мы  будем
            рассматривать только черты сходства и полностью оставим в стороне различия, существование
            аутоскопических  галлюцинаций  все  равно  не  объясняет  природы  внетелесных  состояний.
            Причина этого заключается в том, что для наших аутоскопических галлюцинаций не имеется
            никаких  объяснений.  Невропатологами  и  психиатрами  предлагались  многочисленные  и
            противоречащие  друг  другу  объяснения,  так  что  дискуссия  по  этому  поводу  продолжается  и
            общепринятой точки зрения еще не существует. Таким образом, попытка объяснить внетелесные
            состояния,  о  которых  сообщали  обследованные  мною  пациенты,  как  вид  аутоскопических
            галлюцинаций означает просто заменить одно загадочное явление другим.
                  Наконец,  имеется  еще  один  момент,  о  котором  стоит  упомянуть  при  обсуждении
            неврологических объяснений предсмертного опыта. В одном случае я обследовал пациента, у
            которого были остаточным неврологические нарушения, возникшие после клинической смерти.
            Нарушение состояло в частичном параличе небольшой группы мышц на одной стороне тела.
            Несмотря  на  то,  что  я  очень  часто  спрашивал  у  обследованных  лиц,  не  возникло  ли  у  них
            остаточных  нарушений,  упомянутый  здесь             случай  был      единственным  примером
            неврологического повреждения.
                  4. Психологические объяснения
                  Психология  еще  далеко  не  достигла  той  строгости  и  точности,  которая  характерна  для
            других современных научных направлений. Психология все еще разделена на  соперничающие
            между  собой  школы,  которые  придерживаются  различных  исходных  позиций,  методов
            исследования, а также по-разному понимают основной вопрос о наличии и природе сознания.
            Соответственно  и  психологические  объяснения  предсмертного  опыта  широко  варьируют  в
            зависимости от того, к какому направлению принадлежит тот или иной ученый. Вместо того,
            чтобы рассматривать все возможные типы психологических объяснений, я остановлюсь только
            на  тех  из  них,  которые  чаще  всего  предлагали  при  обсуждении  данного  вопроса  и  которые
            представляются мне наиболее серьезными.
                  Ранее  я  уже  касался  двух  наиболее  часто  встречающихся  типов  психологического
            объяснения, а именно, что все рассказы о предсмертном опыте либо сознательная ложь, либо
            бессознательное  приукрашивание.  В  настоящей  главе  я  остановлюсь  на  двух  других
            объяснениях.
                  1. Исследование последствий изоляции.
                  Ни на одной из публичных лекций, на которых я рассказывал о моих исследованиях никто
            не предлагал объяснений предсмертного опыта в терминах результатов последствий изоляции.
            Между тем, именно в этой молодой и быстро развивающейся области исследования поведения
            описаны  явления,  наиболее  сходные  с  теми  стадиями  предсмертного  опыта,  о  которых
            рассказывалось  выше.  Эти  явления  также  наблюдали  в  лабораторных  экспериментах  по
            исследованию последствий изоляции.
                  При  изучении  изоляции  исследователь  ищет  ответа  на  вопрос  о  том,  что  происходит  с
            сознанием и организмом человека по тем или иным причинам оказавшийся в одиночестве, либо
                  К оглавлению
   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58