Page 326 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 326
326 ГЛАВА X
падением силы солнца зимой. Так, мы не мо-
жем объяснить, почему все покровительствуемые
Ашвинами описываются этой теорией как спасае-
мые из мрака. Мрак явно упоминается тогда, ког-
да речь идет о выкопанном для Ванданы сокро-
вище, сравниваемом с «солнцем, пребывающем во
мраке» (I, 117, 5), или когда говорится о Бхуд-
жье, утонувшем в бездонном мраке вод («а на-
рамбхане тамаси»), или когда об Атри сказано,
что он извлечен из мрака («тамас») (VI, 50, 10).
Силы солнца действительно снижаются в зим-
нее время, и легко понять, что его называют в
этом случае то хромым, то слепым, то утомлен-
ным. Слепота, конечно, указывает на мрак, на
темноту («тамас») (I, 117, 17), но если вырази-
тельные ссылки на мрак встречаются в ряде пас-
сажей, то мы не можем закономерно полагать,
что излечение слепых следует связывать лишь с
восстановлением сил солнца, претерпевших упа-
док за время зимы. Упоминаемый мрак является,
безусловно, реальной темнотой ночи, и, согласно
теории ежедневной борьбы света с тьмой, мы
должны будем думать, что такие чудеса исцеле-
ния должны происходить ежедневно. Но о них
так не говорится в Ведах, а поэтому ведологи
пытаются объяснить легенды при помощи теории
ежегодного исчезновения солнца зимой. Но мы
видим, что в этом случае указания на слепоту
или темноту остаются непонятыми. Поскольку же
тьма, как часто упоминается, длится по несколь-
ку дней, мы в этом случае вынуждены при-
ходить к заключению, что легенды относятся к
долгому периоду зимнего мрака, то есть их ре-
альным основанием является исчезновение солнца
за горизонтом на долгую ночь арктического ре-
гиона.
При помощи теории весны нельзя выяснить и
как долго длился период несчастий, испытывав-