Page 331 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 331
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 331
•когда Йима утратил Славу, он опустился, а Ази
Дахака воцарился, подобно тому, как исчезающий
евет открывает врагу путь наверх». Следует здесь
отметить, что в числе тех, кого в древности вен-
<гала слава, особо упоминаются семь Амеша Спен-
тас, у которых мысль, речь и дела были едины.
Здесь прослеживается близкое сходство между
еяавой, хранящейся в опрокинутом сосуде и сбе-
регаемой семью мудрецами в Ведах, и славой,
упоминаемой в Авесте (Хварено), которая принад-
лежала семи Амеша Спентас, но была трижды
утрачена Йимой и возвращена ему лишь после
йобеды над Ази Дахакой — авестийским аналогом
Ахи Вритры. Эта победа была достигнута в море
Воурукаши. Все это поддерживает наше предпо-
ложение, что опрокинутый устьем вниз сосуд —
это перевернутая полусфера нижнего мира, место
мрака и дом воздушных вод. Это была та об-
ласть, где тонул Бхуджья и был спасен лишь
благодаря вмешательству Ашвинов.
Подумаем теперь, если Бхуджья тонул в без-
домной тьме и в океане в течение трех дней и
ночей (I, 116, 4), а Ребха — десять ночей и девять
,#ней (I, 116, 24), то становится ясно, что такие
периоды говорят о длительной тьме, длящейся ука-
занное время. Я полагаю, что история Риджраш-
вы, то есть Красного коня (Красного солнца),
Фйкже относится к аналогичным моментам, а
Именно к долгим дням мрака в Арктике. Ридж-
рашва, как мы помним, убил сто одну овцу и
' отдал их волчице Врики, а отец ослепил его в
наказание. Но Ашвины, исполняя мольбу волчицы,
вернули ему зрение.
Макс Мюллер думает, что здесь в образе овец
-аредстают звезды, описываемые как убиваемые
Восходящим солнцем. Но мы видели, что 350
Овец Гелиоса считаются 350 ночами, а 350 соот-
ветствующих дней представлены в образе 350 бы-