Page 330 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 330
330 ГЛАВА X
и открытом вниз, должен царить бездонный
мрак (I, 182, 6). И вот этот бездонный и не
имеющий опоры океан и пересекает Бхуджья в
лодках, милостиво посланных Ашвинами.
В Атхарваведе (X, 8, 9) сосуд с отверстием
не вверху, а наклонным или направленным
вниз, а также, соответственно, с дном, повер-
нутым вверх, описывается как вместилище сла-
вы и как место, где пребывают семь риши, за-
щитники Этого Великого. Этот же стих повторя-
ется и в одной из Упанишад (в «Брахадараньяка
Упанишаде»: II, 33), но только с тем отличием,
что отверстие сосуда направлено вниз. Яска
(Нир., XII, 38), цитируя эти строки, дает две
интерпретации: в одной он говорит, что семь
риши — это семь лучей солнца, и свод сосуда
обращен вверх, а в другой поясняет, что сосуд —
это голова человека с его чашеобразным сво-
дом неба во рту, то есть имеющим вогнутую
форму. Нам же кажется более вероятным, что та-
кое описание относится скорее к нижнему миру,
чем к верхнему своду или вогнутому небу чело-
века.
Слава, о которой говорится в этих строках, это
то же самое, что Хварено в Писании парсов, где,
а именно в «Замйад-яште», повествуется о том,
что Хварено, или Слава, была утрачена Йимой
трижды, а затем возвращена ему в первый раз
Митхрой, затем Тхраэтаоной, который поразил
Ази Дахаку, и в третий раз — Кересаспой и
Атаром, победившим Ази Дахаку. Эта битва про-
исходила в море Воурукаши, на дне глубокой ре
ки, й мы видели, что это должно означать Океа-
нос, окружающий весь мир.
Слово «Хварено» (соответствующее санскритс-
кому слову «свар») — это Слава, то есть свет, и
каждый, кто обладает ею, достигает вершины, а
каждый, теряющий ее, опускается вниз. Так,