Page 327 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 327
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 327
мых теми, кого защищали Ашвины. Например,
Ребха пребывал погруженным в воды в течение
десяти ночей и девяти дней (I, 116, 24), а Бхуд-
жья, другой их почитатель, лишь три ночи и
три дня лежал в бездонном океане мрака, откуда
его и извлекли Ашвины (I, 116, 4). Опять же,
Ашвины описываются как пребывающие в дале-
кой области («парават») тоже три дня и три
ночи (VIII, 5, 8). Макс Мюллер согласен с Бен-
фи в том, что и десять дней, и три дня представ-
ляют собой время зимнего солнцестояния, когда сол-
нце кажется неподвижно застывшим, а затем од-
ним рывком поворачивает на свой обратный
путь. Как мне кажется, Макс Мюллер встретился
здесь с затруднением, так как сразу после ука-
занного объяснения он заметил, что «длился ли
этот период десять или двенадцать дней, было бы
трудно определить даже более опытным астроно-
"мам, чем ведические риши».
Если мы даже примем, что все же эти десять
дней были высчитаны правильно, то как тогда
объяснить легенду о Диргхатамасе, который сос-
тарился за период около десяти юг и был спасен
Ашвинами от мучений по приговору своих вра-
гов? Выше я указывал, что юга здесь обозначает
один месяц, и, если это правильно, мы должны
полагать, что Диргхатамас, представлявший собой
годичный курс солнца, пребывал в неподвижно-
сти два месяца во время зимнего солнцестояния. И
вся эта трудность исчезает, когда мы прибегаем
к арктической теории для объяснения указанных
легенд, потому что можно видеть, что солнце
бывает там за горизонтом от одной до ста ночей
и даже до шести месяцев.
И еще есть момент, лежащий за пределами
объяснений при посредстве теории весны. Это воп-
рос о месте, где пребывали страдальцы, спасае-
мые оттуда Ашвинами. Бхуджья, например, был