Page 332 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 332

332                                               ГЛАВА Х_

       ков.  Итак,  греческая  легенда  относится   к  году,  со-
       держащему      350  дней   и  долгую    ночь   в  десять
       дней.
          Период    в  десять   дней  хороню    соотносится    с
       концепцией     древнего  арийского    года,  отраженно-
       го  в  рассказе   о  Гелиосе.  Такое   сходство   приво-
       дит   нас,  естественно,   к   вопросу  —  а  не  содер-
       жится   ли  в  истории  Гелиоса   ключа   к  пониманию
       рассказа   о  Риджрашве?     Когда  мы   исследуем   сю-
       жеты    с  этой  точки  зрения,   то  нетрудно   обнару-
       жить   и  аналогии    между   убийством    Риджрашвой
       овец   и   поеданием    быков   Гелиоса    соратниками
       Одиссея.   Волк,  как  заметил   Макс   Мюллер,    обыч-
       но  воспринимается     в  ведической    литературе   как
       представитель    мрака   и  беды,  а  не  света,  а  поэ-
       тому   убийство   для  него  ста  овец   означает  прев-
       ращение    ста  дней   в  нрчи,   и  это  иллюстрирует
       наступление    долгого  мрака,   длящегося   сто  ночей,
       то  есть  сто  суток  по  24  часа.
          То,  что  Риджрашва     слепнет  на  сто  ночей,  свя-
       зано   именно    с  этим,  и   тому  же    соответствует
       факт   его  излечения    Ашвинами,      предвестниками
       света  и  зари.  У  меня  вызывает   небольшое    сомне-
       ние   лишь    то,  что  эти  сто  дней   должны    были
       быть   представлены    в  легенде   быками    или  коро-
       вами,   а  не  овцами.  Но   вместе  с  тем  я  полагаю,
       что  не  следует   так  разыскивать    в  каждом   мифе
       столь  неважные    несовпадения    и  что  вполне  допу-
       стимо   говорить   об  этих  днях,  превратившихся      в
       долгую   ночь,  как  об  овцах.  Убийство   ста  или  ста
       и  одной   овцы   вполне   объяснимо     по  теории   на-
       ступления   длительного   мрака,   максимальное    время
       которего,   как   указывается   в  предыдущей      главе,
       достигало   длительности     в  сто  дней  или   сто  от-
       резков   времени    по  24  часа  каждый.    Таким    об-
       разом,   легенды   об  Ашвинах    дают  нам   свидетель-
       ства  наличия    в  древности   трех,  десяти   или   ста
       непрерывных     ночей,  и  те  описания,  которые   при-
   327   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337