Page 399 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 399
СВИДЕТЕЛЬСТВА АВЕСТЫ 399
и оба эти варианта возможны в арктическом
регионе. Две указанные авестийские традиции
должны пониматься как указания на те климати-
ческие условия Арктики, которые превалировали
на древней родине в далеких северных землях
(правильность подобных объяснений была доказа-
на в предыдущих главах). Что же касается обы-
чая разжигать огонь на девятый день десятого ме-
сяца Дина, отмеченного в «Бундахише», то мне
кажется, что вместо того, чтобы принимать это за
указание на то, что «есть зима», лучше связать
его происхождение с самым началом зимы в не-
которых местах древней родины в указанное вре-
мя. Ведь если огни начинают зажигать, в этом
есть определенное подчеркивание памяти о том, что
отмечался скорее факт начала зимы, а не ее про-
текания в течение двух или пяти зимних месяцев.
Если этот обычай будет объяснен именно так, то
это станет применимо к тому, что год считался
содержащим девять месяцев и десять дней в неко-
торых частях родины арьев, что уподобляется древ-
нему римскому году, который считался состоящим
из десяти месяцев.
Кроме этого уподобления, существует еще и
поразительное совпадение между ведической и
авестийской традициями в этом вопросе. Судя по
«Бундахишу» (XXV, 20), год делится на четыре
сезона по три месяца: Фарвардин, Ардавахишт и
Хорвадад составляют сезон весны; Тир, Амеродад
и Шатвайро — это лето; Митро, Аван и Атаро —
осень; Дин, Вохуман и Спендармад — зима. Та-
ким образом, сороковой день шарада (осени) бу-
дет представлен десятым днем (абаном) месяца
Авана. Утверждение в Ведах, обсужденное нами
в девятой главе этой книги, указывающее, что
битва Индры с Шамбарой началась «на сороко-
вой день шарада», вполне согласуется (за исклю-
чением десяти дней) со словами в «Бундахише»,