Page 466 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 466

466                                             ГЛАВА  XIII

         Нельзя   принять   и  такое  утверждение,   что,  пос-
      кольку   мифы    разных    ветвей   арийской   расы   не
      выявляют    равнозначно    общих    богов,  значит,  эти
      мифологии    складывались    после  разделения    и  ухо-
      да  с  земель   прародины.    Так,   нам  говорят,   что
      хотя  слово   Ушас    встречается   в  Зенде   в  форме
      Ушанг    и  может    быть   сопоставлено   с  греческой
      Эос,  латинской    Авророй,   литовской    Озрой   (Ауз-
      рой),  тевтонской   Асустро   и  англосаксонской    Эос-
      трой,  мы   все-таки   только   в  ведической   мифоло-
      гии  находим,    что  Ушас   возведена в   высокое   по-
      ложение    богини  утра;  а  нас  просят  поверить   и  в
      то,  что  лишь   на  индийской   земле   начали   прово-
      дить  посвященные ей жертвоприношения.
         Теория   арктической    родины    делает  такие  спо-
      ры   невозможными.     Ведь   если  ведическим     боже-
      ствам   приписаны    такие   атрибуты,   которые    ясно
      указывают    на  их   северное  происхождение     —  а  в
      случае   с  Ушас   ее  полярный    характер   был  безо-
      шибочно     установлен,—    мы   не   можем     считать,
      что  связанные   с  ней  легенды   зародились   в  Цент-
      ральной   Азии.   У  индийских    жрецов   не  было   бы
      никакой    возможности    описывать    красоту  и  вели-
      колепие   зари  так,  как  мы   это  видим   в  Ригведе.
      Они   могли   знать,  уже   будучи   в  Индии,   только
      те  ежедневные    зори,  которые    они  тут  видели   и
      которые    резко  отличаются    от  арктических    зорь,
      воспетых    в  ведических   гимнах.   И  то,  что  отно-
      сится  к  заре,  может   равным    образом   быть  соот-
      несено   и  с  другими   богами   и  мифами    о  них,  с
      такими,    как   Индра     и  Вритра,    или   пленные
      воды,  или   Вишну,   исчезающий     на  четыре  месяца
      в  году»  или   Трита   (Третий),   попавший    в  коло-
      дец,   или   Ашвины,     выручающие      и   спасающие
      богов   из  тех  временных     бедствий,   на   которые
      они   бывают   обречены    снова  и  снова.
         Вот  эти  имена   не  могут  быть   с  точностью  об-
      наружены     в  кельтской   или   тевтонской    мифоло-
   461   462   463   464   465   466   467   468   469   470   471