Page 470 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 470
470 ГЛАВА XIII
носительных саттр. Этот календарь явно неприго-
ден для областей, лежащих южнее полярного кру-
га, а поэтому арьи вынуждены были его рефор-
мировать (как это сделал Нума) в постледнико-
вое время, то есть когда они переселились в зем-
ли Северной Европы или Центральной Азии. Но
воспоминания о дэваяне как об особом времени
проведения жертвоприношений и церемоний тща-
тельно сохранялись, и даже теперь это считается
сезоном выдающейся значимости с религиозной
точки зрения.
По этой теории мы можем легко объяснить,
почему такую же значимость приписывают ут-
тараяне тексты Грихья-сутр, а также почему
смерть в период дакшинаяны считается неблаго-
приятной. К сожалению, за пределами задач дан-
ной книги лежит очень лажный для арийского
календаря вопрос о том, как семи- и десятиме-
сячный год периода межледниковья был заменен
двенадцатимесячным в эпоху постледниковья и
как деление по равноденствиям, достигнутое пу-
тем проведения аналогий с дэваяной и питрия-
ной, было превращено в деление по периодам
солнцестояний (в связи с чем изменилось и са-
мо слово «уттараяна», о чем я писал в книге
«Орион...»).
Некоторые исследователи пишут, что, несмотря
на выявление элементов религиозного почитания
природных явлений в веропредставлениях некото-
рых индоевропейских народов, корни этого не
признаются восходящими ко времени сложения об-
щего происхождения этих народов. Д-р Шрадер
опроверг* такую точку зрения на последних стра-
ницах своей книги о доисторических древностях
арийских народов, и в арктической теории со-
держатся веские подтверждения этого его заключе-
ния. Он написал так: «Если мы отбросим все не-
устойчивое и фальшивое, что аккумулировано в