Page 482 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 482

482                                            ГЛАВА  XIII

      рядом   с  теми  пассажами,    в  которых  поэты   гово-
      рили,    что    они    сделали    («кри»),    породили
      («джан»)   или  создали   («такш»)   новый   («навьяси,
      апурвья»)   гимн,   подобно   работнику,    сделавшему
      повозку   (I,  47,  2;  I,  62,  13;  II,  19,  8;  IV,  16,
      20;  VIII,  95,  5;  X,  23,  6;  X,  39,  14;  X,  54,  6;
      X,  160,   5  и  др.).  или  же  рядом   с  гимнами,   в
      которых   нам  ясно  указывается,    что  их  создал  та-
      кой-то   и  такой-то,   сын    такого-то   и  такого-то
      (I,  60,  5;  X,  63,  17;  X,  67,  1  и  др.),  в  Ригведе
      находятся   многие   гимны,   в  которых  риши   безого-
      ворочно    утверждают,     что   спетые    ими   гимны
      явились   результатом    вдохновения,    ниспосланного
      Индрой,    Варуной,   Сомой,   Адити    и  другими   бо-
      жествами,    или  же   что  ведические    строфы   («ри-
      чах»)   были   эманациями     Высшего     Пуруши    или
      других  божественных    источников,   или   же  что  они
      были    подарены    богами   («дэватта»),   порождены
      ими,   и  поэты  в  древности   лишь   увидели   и  вос-
      приняли    их  («пашьят»)   (I,  37,  4;  II,  23,  2;  VII,
      66,  11;  VIII,  59,  6;  X,  72,  1;  X,  88,  8  и  др.).
      Нам   сообщается  также,   что  Вач  («Речь»)  изначаль-
      на  и  вечна  («нитья»),  как  в  гимнах   (VIII,  75,  6;
      X,   125),  или   что  божественную     Вач   породили
      боги  и  они   же  породили    гимны    (VIII,  100,  11;
      VIII,  101,  16;  X,  88,  8).
         Таким   образом,   свидетельства   ведических    гим-
      нов  не  помогают    нам  найти   ответ  на  поставлен-
      ные  вопросы,   но  если  композиция     один  раз  при-
      писывается    человеку,   а  в  другой  раз   небесному
      вдохновению    или  прямо   богам,  то  ясно  видно,  что
      по  меньшей     мере   некоторые    из  риши    верили,
      что  гимны   рождаются    как  результат   вдохновения
      или   прямой    диктовки   со  стороны    богов  и  осо-
      бенно  богини   Вач.  Первый    из  этих  взглядов   мо-
      жет   быть   подтвержден    тем,  что  гимны    называ-
      ются   сделанными     усилием    человека,  противопо-
      ложностью    чему   служат   гимны,   спетые   по  боже-
   477   478   479   480   481   482   483   484   485   486   487