Page 486 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 486

486                                            ГЛАВА  ХШ

    богов  (Индры   и  других),  которые   являются   сотво-
    ренными    (людьми),  а  значит,  подверженными     раз-
    рушению,    род,  к  которому   относятся   эти  имена,
    принадлежит    вечности.   Говоря  короче,   ведические
    имена   и  виды  их  рода  вечны,   и  только  помня   о
    том,  что  слово  создается  Брахмой    в  начале  каж-
    дой  Кальпы,   можно   это  понять  («Майтраяни     Упа-
    нишада,   VI,   22»).
       Само  слово  «Веда»   является  исходным    источни-
    ком,  из  которого   эманируется   все  сущее   в  мире,
    а  поэтому   оно   вечно.  Профессор     Макс   Мюллер
    указывает    в  своих  «Лекциях    по   философии    Ве-
    данты»,   что  интересно    сравнивать   эту   доктрину
    с  доктриной    Небесного   Логоса    в  Александрийс-
    кой  западной    школе.
       Найяйики,    сторонники    текста  трактата   «Ньяя-
    сутры»   (рубеж  I  тысячелетия  н.  э.),  отрицают  док-
    трину   вечности   звука   и  слова,  но  считают,   что
    авторитет   Вед   установлен    фактом    их   создания
    компетентными     знатоками,   интуитивно   восприняв-
    шими    свой   долг  (называемый     Яской    «сакшатк-
    рита  дхарманах»),    и  эта  их  компетентность    под-
    тверждается    тем,  что   крайне   эффективны     пред-
    писания    Вед,  касающиеся     земных   дел,  и  могут
    быть  легко   проверены   опытным     путем.  Автор   же
    «Вайшешика-сутры»,      близкой   по  смыслу  к  «Ньяя-
    сутре»,  разбирая   значения   слов,  четко   указывает
    на  Ишвару,    на  Бога  как  их  создателя   (I,  1,  3).
    Сторонники     школы    Санкхьи   (возникшей     раньше
    середины   I  тысячелетия    до  н.  э.)  соглашаются  со
    сторонниками     Ньяйи   в  отрицании   доктрины    веч-
    ности  связи   слова  с  его  значением,   но,  рассмат-
    ривая   Веды    как  созданные    человеком    («пауру-
    шейя»)   в  том  смысле,   что  они  возникли    из  На-
    чального   Пуруши,    все  же  полагают,   что  не  сле-
    дует  их   связывать    с  результатом    сознательного
    усилия   этого  Пуруши,     но  видеть   в  них  только
    неосознанную    им   его  эманацию,    подобную   дыха-
   481   482   483   484   485   486   487   488   489   490   491