Page 485 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 485

ЗНАЧЕНИЕ   РЕЗУЛЬТАТОВ  ПО  ИССЛЕДОВАНИЮ   ИСТОРИИ    485

      том,   что  ни  один   человек   не  был  автором   Вед,
      но  ведь   это  было  известно   со  времен,  протекав-
      ших    задолго   до  жизни   философов     и  найденной
      ими   даты   традиции.
         Автор   «Миманса-сутры»,     Джаймини,     шире  про-
      слеживает    соотношение    между   словами   Вед   и  их
      смыслом,    считая   их  вечными    и  безусловными    и
      утверждая     этим   путем    мысль   о   вечности   Вед
      (I,  1,  5).  Слово  —  это  набор  букв,  расставленных
      в  определенном    порядке,  и  этот  порядок  отражает
      смысл    слова.  Но  грамматисты     не  удовлетворены
      такой   точкой  зрения,   считая,  что  смысл   слова  не
      может   быть   отражен   в  порядке  составляющих     его
      букв,   которые    мимолетны,     но   имеет   сверхчув-
      ственную    природу,   именуемую     «спхота»,   то  есть
       «проявитель»    (от  корня  «спхут»),   который   выте-
      кает   из  порядка    букв   вслед   за  их  произнесе-
      нием    вслух   и  открывает    его  смысл,   придавае-
      мый   им   слову.  Джаймини     отрицает,  что  в  Ведах
      есть  слова,   которые   обозначают    некие   мимолет-
      ные   объекты,    а  поскольку    ведические    слова  и
      их   смысл   вечны,   то  Веды,  по  его  утверждению,
      самоявленны,     они  светятся  подобно   солнцу,  давая
      свое   излучение,    а  поэтому    они  совершенны     и
      непогрешимы.      И  если   часть  Вед   приписывается
      определенным     риши,   мы   не  должны    думать,  что
      это   обозначает   авторство   таких   мудрецов   —  они
      просто   учителя,   которые   изучали   Веды  и  переда-
      вали   их  дальше.
         Шакнкарачарья     (I, 31,  26-33),  возглавлявший  ре-
      лигиознозфилософскую     школу   Веданты   (VTII—IX   ве-
      ка  н.  э.)  разъяснял,  что  создатель  «Брахма-сутр»
      Бадараяна    (вторая  половина  I  тысячелетия  до  н.  э.)
      подтверждал     доктрину   вечности   звука  или  слова,
      но  добавлял,   что  род   слова,  его  принадлежность
      к   определенной    разновидности     являются    вечны-
      ми,   а  не  само  слово  выступает    как  нерушимое,
      поэтому,   хотя   в  Ведах  и  упоминаются     те  имена
   480   481   482   483   484   485   486   487   488   489   490