Page 483 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 483
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 483
ственному вдохновению, как верили сами поэты.
Но эти пояснения не могут подтвердить указания,
что сама речь («рик»), жертвенное изречение
(«яджус») и песнопение («саман») — все это эма-
нировано Высшим Пурушей или богами, а из
этого мы должны сделать вывод, что традици-
онное указание на вечность Вед или на их бо-
жественное происхождение столь же старо, как
и сами Веды. Когда мы обращаемся соответствен-
но к Брахманам и Упанишадам, то этот же
взгляд играет ведущую роль. Так, нам говорится,
что Ригведа произошла от Агни (огня), Яджур-
веда — от Вайу (ветра), а Самаведа — от Сурьи
(солнца).
Эти три бога получили свой жар от Праджа-
пати, принявшего для этой цели обет аскезы
(«Шатапатха Брахмана», XI, 5, 8, 1; «Айтарейя
Брахмана», V, 32, 34; «Чхандогья Упанишада»,
IV, 17, 1), или что Веды явились как дыхание
Высшего Существа («Брахадараньяка Упанишада»,
II, 4, 10), или что Праджапати, использовав
средства вечной богини Вач, создал Веды и все
другое в мире. Этот же взгляд отражен в текс-
тах группы Смрити, таких, как «Законы Ману»
(I, 21-23) и других, а также в Пуранах, отрыв-
ки из которых приводит д-р Муир в указанном
выше томе.
Принято считать, что Веды, наряду со всем су-
щим, разрушаются потопом («пралайя») в конце
Кальпы, когда гибнет весь мир, но нам говорит-
ся, что £то не окажет воздействия на сам факт
вечности новой Кальпы, сотворяемой самим Брах-
мой после великого потопа, а также и теми
риши, кто переживет малые потопы. Авторитет-
ным источником, обычно цитируемым в поддер-
жку такого взгляда, служит отрывок из «Махаб-
хараты» («Шанти парван»), где сказано: «Вели-
кие риши, получившие силу от Сваямбху («Само-