Page 518 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 518

518

       ненная  таким  образом  идея  дня  и  ночи  богов  говорит  о  принад-
       лежности  ее  не  только  индоиранцам,  но  и  индогерманцам.  —
       Точное  указание  на  исходную  полярную  родину.
     ГЛАВА  V.  ВЕДИЧЕСКИЕ  ЗОРИ                           111
       Наиболее  красивы  в  Ригведе  гимны  о  рассвете.  —  Божество,
       описываемое  четко,  без  неясности  в  персонификации.  —  Пер-
       вые  намеки  на  длительность  рассветов.  —  Обязательность  проч-
       тения тысячи  строк и даже целой Ригведы  во время наступления
       рассвета.  —  Тройное  и  пятикратное  подразделение  рассвета.
       Оба  эти  указания  говорят  о  его  длительности.  Таков  же  вывод
       из  двух  имен  —  Ушас  и  Вьюшти.  Сюда  же  относятся  и  дис-
       куссии,  связанные  с  непониманием  этих  пассажей  Ригведы.  —
       Долгий  промежуток  в  ряд  дней  между  первым  появлением  света
       и  восходом  солнца.  Это  ясно  отражено  в  Ригведе  (VII,  76,  3).  —
       Объяснения  комментатора  Саяны  неестественны  и  неудовлетво-
       рительны.  —  Наличие  многих  рассветов  перед  восходом.  —
       Почему  зори  упоминаются  в  Ригведе  во  множественном  числе.
       Множественное  число  в  обращении  не  показатель  почета  и
       не  означает  зорь  последовательных  дней.  Говорит  о  непрерыв-
       ности  процесса  рассвета.  —  Этот  взгляд  подтверждается  в  «Тай-
       ттирийя  Самхите»  (IV,  3,  11).  —  Зори  как  тридцать  сестер.
       Прямые  подтверждения  их  неразделенности  и длительности  есть
       в  •Тайттирийя  Брахмане».  —  Проверка  объяснений  Саяны  по
       поводу  тридцати  зорь.  —  Тридцать  зорь  описываются  как  трид-
       цать  шагов  одного  рассвета.  —  Прямое  упоминание  в  Ригведе
       о  вращательном  движении  зорь,"  подобном  колесу.  Их  про-
       хождение  изо  дня  в  день  по  тому  же  месту.  Все  это  говорит
       как  бы  о  группе  зорь,  объединенных  в  количестве  тридцати.  —
       Сумма  результатов.  —  Утверждение  полярного  характера  зорь
       в  Ведах.  —  Возможные  колебания  в  описаниях  рассветов  в  Ве-
       дах.  —  Объяснение  легенды  об  Индре,  сотрясавшем  их  колес-
       ницу.  Точные  строки  гимнов  говорят  о  том,  что  зори,  опи-
       сываемые  таким  образом,  относятся  к  древним  временам.  —
       Ведические  зори  носят  полярный  характер.
     ГЛАВА VI. ДОЛГИЙ ДЕНЬ И ДОЛГАЯ НОЧЬ                    142
       Несомненные  свидетельства  долгой  ночи.  —  Вритра  жил  в
       долго  длящемся  мраке.  —  Выражения  в  гимнах,  говорящие
       о  долгой  тьме  или  долгой  ночи.  —  Беспокойство  в  ожидании
       конца  мрака.  —  Молитвы  о  благополучном  достижении  конца
       ночи.  —  Ночь,  конца  которой,  судя  по  Атхарваведе,  не  знали.
       В  «Тайттирийя  Самхите»  говорится,  что  эти  молитвы  были  по-
       рождены  страхом  жрецов,  которые  в  древности  боялись,  что
       рассвет  не  наступит.  И  это  не  было  вызвано  страхом  перед
       долгими  ночами  зимы, как думал  Саяна. —  Описания в  Ригведе
       ночей  и  дней.  —  Разделение  на  типичные  пары.  Одна  опи-
       сывается  как  светлая-темная,  и  выражение  «вирупе-вирупе»  оз-
       начает  разность  длительности,  а  не  цвета.  Другая  же  пара
       «ахани»  отличается  от  первой.  —  Сверка  длительности  дня  и
       ночи  на"вемле.  —  «Ахани»  может  относиться  только  к  паре
       долгой  арктической  ночи  и  дня.  Описаны  в  «Тайттирийя  Ара-
       ньяке»  как  левая  и  правая,  то  есть  противоположные  стороны
       года.  —  В  Ригведе  о  солнце  говорится,  что  оно  останавливает
       колесницу  посреди  неба.  Этим  отплачивается  дасам  за  разру-
       шения.  —  Представлены  долгий  день  и  долгая  ночь.  —  Сум-
       марные  свидетельства  этих  факторов.  —  Ушас  и  Сурья  как
       дети  Дакшина  и  Дакшини.  Возможно,  это  относится  к  южной
       части  их  пути.
   513   514   515   516   517   518   519   520   521   522   523