Page 522 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 522

522

        рассвета  или  восстановление  весной  силы  зимнего  солнца.  Но
        теория  весны  не может  пояснить указания  в некоторых  легендах
        на  слепоту  или  тьму.  Не  считается  она  и  с  длительностью  этих
        заболеваний  у  пациентов  Ашвинов.  Не  характеризуются  и  те
        места,  где  с  ними  случилось  несчастье,  от  которого  они  были
        спасены.  —  Бездонный  и  темный  океан  реально  обозначает
        нижний  мир.  —  Кувшин  горлом  вниз  и  дном  вверх  означает
        опрокинутую  полусферу.  —  Легенда  о  Риджрашве.  —  Убий-
        ство  сотни  овец  отражает  превращение  ста  дней  в  столь  мно-
        гие  ночи.  —  Рассказ  о  Саптавадхри,  или  о  семи  евнухах,
        молящихся  о  благополучном  разрешении  от  бремени  после  де-
        сяти  месяцев.  Это остается  доныне  не объясненным. —  Внутрен-
        нее  пространство  между  землей  и  небом  трактуется  в  Ведах
        как  утроба женщины, в которой  солнце движется,  пребывая  над
        горизонтом. — Десять месяцев беременности означают  десять  ме-
        сяцев  пребывания  солнца  над  горизонтом.  —  Молитва  о  бла-
        гополучных  родах  говорит  об  опасности,  связанной  с  долгой
        ночью.  —  Загадкой или парадоксом  является  образ ребенка,  ста-
        новящегося  невидимым  сразу  после  рождения.  —  Рассказ  о
        скрытом  Агни  относится  к  тому  же  феномену.  —  Возможно,
        это  породило  рассказ  о  Кумаре,  или  Карттикейе,  в  Пуранах.  —
        Правильность  арктической  теории  по  сравнению  с  теорией
        весны  состоит  в  выяснении  сути  легенды  об  Ашвинах.  —  Ле-
        генда  о  том,  как  Индра  похитил  колесо  Сурьи.  —  Обсуждается
        значение  термина  «даша  прапитве».  Означает  тьму  после  де-
        сяти месяцев. — Три шага Вишну, Приводятся цитаты  из разных
        высказанных  мнений.  —  Шаги  Вишну  как  годовой  курс  солн-
        ца.  —  Третий,  невидимый  его  шаг  говорит  о  нижнем  мире.  —
        Одно  из  имен  Вишну  —  Шипивишта.  Говорит  о  потемневшем
        или  заболевшем  солнце,  о  долгой  ночи  в  Арктике.  —  Три  при-
        бежища  Савитри,  Агни  и  Ашвинов  сравниваются  с  третьим
        шагом  Вишну.  —  Легенда  о  Трита  Аптья.  Трита,  то  есть  тре-
        тий,—  это  третья  часть  года.  —  Индогерманское  происхожде-
        ние  легенды.  —  Описаны  тип  и  природа  Апас.  —  Семичастное
        и  десятичастное  деление  в  ведической  литературе.  Собрание
        разных  частей  этих  делений.  Вероятно,  эти  деления  отража-
        ют  семи-  и  десятимесячные  периоды  солнечного  света  в  Арк-
        тике.  —  Битва  дашараджна.  Отражает  борьбу  с  десятичастным
        периодом  мрака.  —  Брихаспати  и  его  потерянная  жена  в  Риг-
        веде.  — Десять  царей-нежертвоприносителей  сравниваются  с Ра-
        ваной.  —  Мифические  черты  в  «Рамаяне»,  вероятно,  восходят
        к  ведической  мифологии.  —  Хануман  и  Вришакапи.  —  Была
        ли  «Рамаяна»  заимствована  из  поэм  Гомера.  Оба  произведения
        могли  иметь  общий  источник.
      ГЛАВА  XI.  СВИДЕТЕЛЬСТВА  АВЕСТЫ                     375
        Характер  свидетельств  Авесты.  —  Разные  ученые  о  них.  Не-
        обходимо  пересмотреть  этот  вопрос.  —  Извлечение  из  первого
        фаргарда  «Вендидада».  —  Новые  эквиваленты  шестнадцати  зе-
        мель,  созданных  Ахура  Маздой.  —  Первая  созданная  земля,
        Айрьяна*Ваэджо,  представляет  собой рай иранцев. Разные точки
        зрения  на  нее.  Дармштетер,  Шпигель  и  другие  помещают  ее
        на  востоке,  Хауг  и  Бунсен  —  на  далеком  севере.  —  Проверка
        аргументов  Дармштетера.  Исходя  из  позиций  Вангухи  нельзя
        определять  Айрьяна  Ваэджо.  Сомнительна  и  идентификация
        Рангхи  по  Каспийскому  морю,  то  есть  как  самой  западной
        реки.  Рангха,  видимо,  то  же  самое,  что  и  Раса  в  Ригведе
        (X,  75,  6).  —  Несоразмерность  позиций  Дармштетера.  —  Место
   517   518   519   520   521   522   523   524   525   526   527