Page 206 - UM
P. 206

С т р а н и ц а | 205

20 мая 1945 г. на мосту Бервеверде, в 25 милях к западу от Люнебурга, британские
солдаты арестовали высокого человека с круглой головой и узкими плечами, имевшего
при себе документы на имя Гитзингера. Он был в гражданском и с повязкой на правом
глазу. Его отвели в военную комендатуру. В течение трех дней британские офицеры
пытались выяснить, кто он на самом деле. В конце концов уставший Гитзингер снял
свою повязку и сказал: «Я – Генрих Гиммлер». Ему не поверили, но он настаивал. Для
испытания ему приказали раздеться и предложили на выбор американскую форму или
одеяло. Он завернулся в одеяло. Решили осмотреть его тело, и когда один из
следователей приказал арестованному открыть рот, тот раздавил зубами спрятанную
ампулу с цианистым калием и умер.

Через три дня майор и три унтер-офицера забрали тело и отправились в ближайший к
Люнебургу лес. Они вырыли яму, бросили в нее труп и тщательно заровняли землю.
Никому точно не известно, где покоится Гиммлер, какие птицы чирикают над тем
местом, где разложилось тело того, кто считал себя новым воплощением императора
Генриха 1 по прозвищу Птицелов.

Мы разделяем досаду общественного мнения – всем бы хотелось увидеть Гиммлера на
скамье подсудимых. Но что бы мог сказать он в свою защиту на Нюрнбергском
процессе? Судьи не нашли бы с ним общего языка. Он целиком принадлежал иному
миру, иному порядку вещей и понятий. Гиммлер – монах-воин с чужой планеты.

Как указывал Петель, «…до сих пор не нашлось удовлетворительного объяснения того
психологического „второго плана“, связывавшего название Освенцим (Аушвиц) со
всем, что там произошло. В конечном итоге, Нюрнбергский процесс не пролил на это
достаточно света, а обилие психоаналитических объяснений, будто бы целые нации
могли утратить свое душевное равновесие так же, как это происходит с отдельными
индивидами, только затемняет проблему. Никто не знает, что происходило в мозгу
таких, как Гиммлер и ему подобные, когда они отдавали приказ об уничтожении».
Переходя на позицию фантастического реализма, мы, кажется, начнем это постигать.

Дени де Ружмон говорил о Гитлере: «Некоторые, испытав в его присутствии
священный ужас, думают, что в нем пребывали ангелы, бог или высшая сила, как
называет св. Павел вселяющихся в человека, захватывающих его тело духов второго
сорта. Я слушал его, когда он произносил одну из своих больших речей. Откуда бралась
в нем сверхчеловеческая власть? Ясно ощущалось, что энергия такого рода не
принадлежит одной личности, что она может даже проявляться вне личности, что
личность – лишь проводник этой непостижимой силы. То, что я говорю, могло бы
показаться самым низкосортным романтизмом, если бы дело, совершенное этим
человеком, – я имею в виду силу, действующую через него, – не было реальностью,
приводившей в изумление наш век».

Но на первом этапе своего восхождения к власти Гитлер, усвоивший поучения Эккарта
и Гаусхофера, захотел, похоже, сам управлять Могуществами, предоставленными в его
распоряжение или, по выражению Дени де Ружмона, «действующими через него». На
этом этапе политические и национальные устремления Гитлера в сущности довольно
   201   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211