Page 237 - UM
P. 237
С т р а н и ц а | 236
революция будет психологической. Это не только наше мнение. Его разделяют многие
современные исследователи: от Оппенгеймера до Коста де Борегара, от Вольфганга
Паули до Гейзенберга, от ШарляНоэля Матина до Жака Ментерье.
Тем не менее верно, что на пороге этой революции ничто из тех почти религиозных
мыслей, воодушевляющих исследователей, не проникает в умы обычных людей, не
оживляет глубины общества. Подлинно великие изменения произошли в разуме
нескольких людей, тогда как в общих представлениях о природе человека и о
человеческом обществе ничего не изменилось с 19 века. Жорес в конце своей жизни
писал в своей неизданной статье о Боге: «Все, что мы хотим сказать сегодня – это то,
что религиозная идея, стертая на какое-то время, может вернуться в умы и сознание,
потому что современные заключения науки предрасполагают к принятию такой идеи.
Начиная с сегодняшнего дня, существует, если можно так сказать, совершенно готовая
религия, и если сейчас она не затрагивает глубины общества, если буржуазия
исповедует плоский спиритуализм или глупый позитивизм, а пролетариат разделен
между рабским предрассудком и лукавым материализмом, – то это потому, что
теперешний режим – это режим оглупления и ненависти, т.е. режим нерелигиозный. И
вовсе не потому, как часто говорят вульгарные декламаторы и безыдейные моралисты,
что наше общество заботится о материальных интересах и потому нерелигиозно.
Наоборот, есть нечто религиозное в завоевании природы человеком, в приручении сил
Вселенной для нужд Вселенной и Человечества. Нет, нерелигиозно то, что человек
завоевывает природу, только порабощая при этом других. Не забота о материальном
прогрессе отвлекает человека от высших мыслей и размышления о Божественном, а
изнурение нечеловеческим трудом не оставляет большей части людей достаточно сил
ни для размышления, ни для того даже, чтобы чувствовать жизнь, то есть Бога. И
сверхвозбуждение дурных страстей, ревность и гордость поглощают в нечестивой
борьбе внутреннюю энергию самых мужественных и самых счастливых. Между
голодным возбуждением и сверхвозбуждением ненависти человечество не может
думать о бесконечном. Человечество – как большое дерево, кишащее раздраженным
сонмом мух под грозовым небом, и в этом жужжании ненависти не слышен больше
глубокий и Божественный голос Вселенной».
Я с волнением обнаружил этот текст Жореса. Мне показалось, что в нем повторяются
целые фразы из длинного послания, присланного мне однажды отцом. Отец с
нетерпением ждал ответа, который так никогда и не пришел. Ответ родился во мне
благодаря переводу этого неизвестного документа почти 20 лет спустя.
Человек не сознает себя на уровне того, что он делает, в то время как наука,
являющаяся венцом его труда, совершаемого вслепую, открывает Вселенную, ее тайны,
ее силы, ее гармонию. И если этого нет, то потому, что социальная организация,
основанная на ограниченных идеях, лишает его надежды, досуга и мира. Лишенный
жизни, в полном смысле этого слова, – как он может открыть бесконечную ширь? Но
при этом все заставляет нас думать, что обстоятельства быстро изменятся, что
движение больших масс, колоссальное давление открытий и техники, движение идей в
подлинно решающих сферах, контакт с внеземными разумными существами – все это