Page 238 - UM
P. 238
С т р а н и ц а | 237
сметет ветхие принципы, парализующие общественную жизнь, и человек,
обратившийся к самому себе в конце этого пути от отчуждения до бунта, потом от
бунта до всеобщей связи, почувствует, как в нем самом растет эта «новая душа», о
которой говорит Тейяр де Шарден, и откроет свободу – эту «власть быть причиной»,
связывающую бытие и деяние.
То, что человек обладает определенными силами – ясновидением, телепатией и т.п. –
кажется, признано. Есть факты, поддающиеся наблюдениям. Но до сих пор такие факты
изображались в качестве мнимых доказательств «реальности души» или «духов
умерших». Необъективное как проявление невероятного – абсурд. Но мы в нашей
работе решили отказаться от обращения к оккультному и магическому. Это не
означает, что следует пренебречь всеми фактами и текстами из этой области. В связи с
этим мы заняли честную и разумную позицию, выраженную Роджером Бэконом в
книге «Письмо о чудесах» (1613 г.): «Среди этих вещей нужно продвигаться с
осторожностью, потому что человеку легко ошибиться, и здесь совершают две ошибки:
одни отрицают все необычное, – а другие, выходя за пределы разума, впадают в магию.
Поэтому нужно остерегаться многочисленных книг, содержащих стихи, знаки,
заговоры, заклинания, жертвы, потому что это книги чистой магии, не содержащие ни
сил искусства, ни сил природы, но лишь фикции колдунов. С другой стороны, нужно
считать, что среди книг, рассматриваемых как магические, есть такие, которые вовсе
не относятся к ним и содержат секрет мудрых… Если кто-нибудь найдет в этих работах
какую-нибудь информацию, относящуюся к природе или искусству, пусть он ее
хранит…» Начало прогресса в психологии было положено исследованиями глубин
подсознательного. Мы думаем, что есть вершины, также требующие исследования, –
зона сверхсознательного. Или, вернее, наши поиски и размышления заставляют нас
допустить в качестве гипотезы существование в мозге высшего аппарата, – по большей
части не исследованного. При состоянии нормального бодрствования сознания в мозге
функционирует лишь десятая часть клеток. Что же происходит в девяти десятых,
повидимому молчаливых? И не существует ли состояние, в котором активно действует
весь мозг? Не ожидая развития новой психологии и не желая предвосхищать ее
результаты, мы просто хотим привлечь внимание к этой области. Возможно, ее
исследование окажется таким же важным, как исследование атома или космоса.
До сих пор интересовались исключительно тем, что находится под сознанием; что
касается самого сознания, то в современных исследованиях оно так и осталось видимо
производным от чего-то низшего: по Фрейду это пол, по Павлову – условные рефлексы
и т. п. Так что вся психологическая литература, включая романы, например,
исчерпывается определением Честертона: «Это люди, которые, если речь заходит о
море, говорят только о морской болезни». Сам Честертон был верующим католиком; он
предполагал существование вершин сознания, потому что допускал существование
Бога. Но было необходимо, чтобы в целях своего развития психология, как и всякая
наука, освободилась от теологии. Мы полагаем, что в этом смысле полное
освобождение возможно лишь посредством методического изучения сверхсознания, то
есть проявлений разума, вибрирующего на высших частотах.