Page 259 - UM
P. 259

С т р а н и ц а | 258

Если такое состояние пробужденности существует, то в че;' оно выражается? Описания,
данные поэтами и арабскими индийскими, христианскими мистиками, никогда не
были собраны, систематизированы и изучены. Удивительно, что r обширном, списке
всякого рода антологий, опубликованных р нашу эпоху переписей, не существует ни
одной «антологии состояния пробужденности». Эти описания убедительны, но мало.
ясны. Но если мы попытаемся современным языком дать определение состояния
пробужденности, то вот оно: Обычно мысль плетется, как показал Эмиль Меерсон.
Большая часть достижений мысли – это, в конечном счете, плод исключительно
медленного продвижения шаг за шагом в направлении очевидности. Это самые
восхитительные математические открытия – но они лишь равенства. Равенства
неожиданные, но всего только равенства. Великий Леонард Эйлер считал высшей
вершиной математической мысли отношение, сочетающее реальное с воображаемым и
представляющее основу натуральных логарифмов, – явную очевидность. Как только
его объясняют учащемуся, то он неизменно заявляет, что «это само бросается в глаза».
Почему же понадобилось столько усилий мысли в течение стольких лет, чтобы прийти
к такой очевидности? В физике открытие волнообразной природы частиц – ключ,
открывший современную эру. И здесь тоже речь идет об очевидности. Эйнштейн писал:
энергия равна mc x E2, где m – масса, а с – скорость света. Это было в 1905 году. Планк
же в 1900 г. писал, что энергия – это произведение постоянной (постоянная Планка) на
частоту колебаний. И только в 1923 г. Луи де Бройль, исключительный гений,
додумался написать равенство из двух уравнений! Мысль движется ползком даже у
самых крупных умов. Она не властвует над предметом.

Последний пример: с конца XVIII века учили, что масса проявляется одновременно в
формуле кинетической энергии и в законе тяготения Ньютона (две массы
притягивают друг друга с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния
между ними).

Почему нужно было ждать Эйнштейна, чтобы понять, что слово «масса» имеет один и
тот же смысл в обеих классических формулах? Вся теория относительности основана
на этом. Почему один-единственный ум во всей истории науки заметил это? И почему
он не увидел этого сразу, а лишь после десяти лет напряженных поисков? Потому что
наша мысль бродит по извилистой тропинке, проложенной в одном-единственном
плане и прерывающейся много раз. И нет сомнения в том, что идеи пропадают и
периодически вновь появляются, изобретения забываются и возникают снова. И все
же, кажется возможным, что мысль в состоянии подняться над этой тропинкой, не
брести, а приобрести всеобъемлющее зрение и двигаться, как птицы или самолеты.
Это-то мистики и называют «состоянием пробужденности».

Идет ли речь об одном или о нескольких состояниях пробужденности? Все заставляет
думать, что есть много состояний, как есть много высот полета. «Первый» уровень –
гениальность. Остальные – неизвестны толпе и считаются легендарными. Но Троя
тоже была легендой, пока раскопки не доказали подлинности ее существования.
   254   255   256   257   258   259   260   261   262   263   264