Page 384 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 384
384 ГЛАВА XI
фических указаний воссоздать картину истории,
принимая эти области за последовательные этапы
продвижения с родной земли. Это тем более
трудно, что нигде в памятнике нет указаний на
процесс миграции.
Профессор Дармштетер полагает, что, посколь-
ку перечисление шестнадцати областей начинается
с Айрьяна Ваэджо, а также и реки Вангухи Дай-
тья, и завершается Рангхой, которая соответствует
ведической реке Расе, той мифической реке, ко-
торая отделяет богов от их врагов, а также, пос-
кольку Вангухи и Рангха были изначально не-
бесными реками, спустившимися (подобно двум
небесным Рангам), чтобы окружить землю —
одна с востока, а другая с запада (Бундахиш,
20), то Айрьяна Ваэджо и Рангха должны обоз-
начать восточную и западную границы стран,
известных древним иранцам в дни создания фар-
гардов.
Этого же взгляда придерживается и Шпигель,
помещая Айрьяна Ваэджо «в далекие восточные
области Иранского плато, в район, где истоки
рек Окса и Яксарта». Дармштетер, как кажется,
с одобрением цитирует указания на идентифика-
цию Рангхи или шестнадцати областей в ком-
ментарии к «Вендидаду» как Арвастан-и-Рум, или
Римская Месопотамия. Таким образом, весь фар-
гард воспринимается как географическое описание
древнего Ирана, и профессор Дармштетер в кон-
це своего введения к фаргарду замечает: «Отсюда
следует, что историческое содержание не может
быть извлечено из этого описания: выявилась не-
обходимость понимания, что это все должно было
начинаться с Вангухи и заканчиваться Рангхой.
Рассмотрение же этого как указания на геогра-
фию миграций является превращением космоло-
гии в историю».