Page 499 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 499
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ... 499
верждений по поводу человеческого или сверхче-
ловеческого происхождения гимнов является ука-
зание на форму и суть гимнов, как и предла-
гали Патанджали и другие ученые.
Д-р Муир отмечает пассаж Ригведы (VIII, 95,
4, 5), в котором говорится о поэте, что он «по-
родил (создал) для Индры новейший радостно
звучащий («навиясим мандрам гирам») гимн, изо-
шедший из высокой мысли, древнее создание
разума («дхиям пратнам»), насыщенного священ-
ной истиной». Здесь мы видим, что об одном
и том же гимне говорится, что он и новый
и старый одновременно. Д-р Муир цитирует и
Т. Ауфрехта, указывая на то, что слово «гир», то
есть «мысль», явно указывает на старую мысль,
сохраненную (или отраженную) в новом языке,
на котором говорил поэт, автор приписываемого
ему гимна. Итак, гимн является древним по своей
сути, но новым по выражению ее — к этому
заключению мы приходим, исходя из разных ос-
нований.
В связи с этим мы можем также сослаться на
факт, что среди разных глав, на которые ин-
дийские священнослужители разделили Брахманы,
мы видим одну, именуемую «Пура-кальпа», то
есть Правила, или традиции прошедших веков.
Это свидетельствует, что даже в Брахманах от-
ражена вера в то, что они содержат истории
или традиции, сохраненные от допотопных вре-
мен. В «Тайттирийя Самхите» говорится: «Жрецы
в древние времена боялись, что заря может не
разрешиться солнечным светом», и это цитируется
Саяной как пример «Пура-кальпы», а мы выше
уже упоминали, что подобное может быть объяс-
нено лишь соотнесением с арктической зарей,
той, которую могли видеть только те, кто жил
в этих областях в межледниковое время. Если
Брахманы могут содержать упоминания о таких